«Волшебный город старой Европы»

Если вы хотите оказаться в сказке, в маленькой игрушечной Европе, если вы хотите непрестанно любоваться восхитительными видами, то вам прямая дорога в город, расположенный на семи холмах. О каком городе вы подумали? Нет, это не Рим. Это столица Чехии – Прага. Андре Бретон назвал Прагу «волшебным городом старой Европы». В волшебности, сказочности города убеждаешься на каждом шагу. Город – словно декорация к сказочному действию, частью которого становишься сам.

Прага расположена в самом центре Европы на обоих берегах живописно-изгибающейся реки Влтавы.

История города начинается с легенды 8 века. Тогда, по преданию, княжне Либуше, дочери праотца Чеха, было 2 видения: Либуша должна заложить город там, где встретит человека, сооружающего порог; она должна выйти замуж за пахаря. Видимо, княжна верила в сны, поэтому поступила соответственно. С ее замужества за пахарем начинается история династии Пржемысловичей, первых правителей Чехии. Основание Праги относится к концу 9 века. Пржемысловичи правили Чехией до начала 14 века. А в 14 и начале 15 века городом правила династия Люксембургов.

Правление Карла IV из династии Люксембургов – «золотой век» в истории Праги, в эти годы были построены все самые знаменитые достопримечательности города и окрестностей. Карл IV – это самый известный чешский король, которого по значимости и знаменитости можно сравнить, например, с Петром I. В 1347 году Карл был коронован как император Священной римской империи, уже через год был заложен Карлов университет, а еще через 9 лет положен первый камень в фундамент Карлова моста.

Вероятно, вы думаете, что маленькая Чехия не богата знаменитыми людьми. Но в реальности, Чехия внесла огромный клад в мировую культуру. В первую очередь это всем хорошо известные имена: бравый солдат Швейк писателя Карла Чапека, писатель Франц Кафка, художник Оскар Кокошка, композиторы Сметана и Дворжак.

Если мы вернемся к Чешской истории, то в начале 15 века встретим знаменитого церковного реформатора Яна Гуса, в 1415 году он был сожжен на костре как еретик. Но его последователи гусситы еще много лет сражались против католиков.

Дальнейшая история изобилует одним и тем же сюжетом, который, постоянно повторяясь, напоминает «дежа вю» или какой-то анекдот из области черного юмора. Речь идет о пражских выкидываниях из окон. «Первое пражское выкидывание из окон» произошло в 1419 году: гуситы выбросили членов городского совета из окон Новоместской ратуши. «Второе пражское выкидывание из окон» не замедлило произойти в 1483 году: из окна Староместкой ратуши выброшен городской управляющий. В 1526 году к власти приходит династия Габсбургов, королем становится Фердинанд I, который приглашает в Прагу иезуитов. Где же наше «дежа вю», неужели двумя ограничились?! Нет, бог любит троицу. В 1618 году происходит «третье пражское выкидывание из окон»: чешские дворяне-протестанты, возмущенные приходом к власти Фердинанда II, врываются в Королевский дворец и выбрасывают из окна двух императорских наместников-католиков. Это событие положило начало Тридцатилетней войне.

Теперь, гуляя по сказочной Праге, глядя на многочисленные радостно распахнутые окна, порой даже неосознанно, ожидаешь продолжения спектакля, очередного «дежа вю». К счастью, пока все живы.

17 век также ознаменован началом Контрреформации. В 18 веке Мария Терезия проводит просветительские реформы и пытается изгнать из Праги евреев - видимо одно дополняет другое. В конце 18 века четыре пражских града объединяются в единое целое. Тогда же Иосиф II объявляет свободу вероисповедания, отменяет крепостное право и делает государственным языком немецкий. В конце 19 века впервые правителем Праги становится чех, что естественно вызывает напряженность между чехами и немцами.

Чехословацкая Республика создается после Первой мировой войны, а в 1939 году дело Марии Терезии увенчивается успехом: пражских евреев отправляют в концентрационные лагеря. Еще через 9 лет к власти приходит Коммунистическая партия, через 20 лет «Пражская весна» во главе с Александром Дубчиком будет подавлена войсками Варшавского договора. Но все же в 1989 году коммунистический режим падет, президентом становится Вацлав Гавел. В 1993 году во время «бархатной революции» страна распадается на Чехию и Словакию. В 2004 году Чехия вступила в Евросоюз. Хепи энд?!

Вернемся к событию конца 18 века, когда 4 пражских града (Малая Страна, Градчаны, Старое Место и Новое Место) объединились. Вас не удивляют эти 4 пражских града? Все-таки Прага удивительный город, в котором старый центр действительно состоит из 4 частей, каждая из которых вполне полноценный древний город. А ведь сейчас в Праге проживает 1, 7 мл человек – это маленький по масштабам мегаполиса город.  И вот такая маленькая столица малюсенькой страны хранит в своем сердце целых 4 старых города, каждый из которых мог бы быть центром любой мировой столицы. И мы бы с радостью отправились посмотреть 4 столицы. Но здесь лучше, чем в известной рекламе, поскольку не 2, а «4 в одном флаконе» и все можно обойти и посмотреть примерно за 4 дня. Правда, четыре дня с раннего утра до позднего вечера. Кстати, еврейский район Йозефов в середине 19 века был провозглашен пятым районом (сейчас слился со Старым местом), а в конце 19 века был присоединен и шестой район  Вышеград (слился с Новым местом). Поэтому если считать по максимальному варианту – получается даже 6 старых районов.

И все это изобилие раскинулось на два берега Влтавы. На Правом берегу Влтавы находится Старое Место – исконно чешский город Франца Кафки, еврейской общины (район Йозефов) и гуситов. На этом же берегу расположены Новое место и крепость Вышеград. Левый берег занимают Градчаны с крепостью Пражский град и раскинувшаяся под ними Малая Страна. Это район барокко, католичества и Контрреформации, бесчисленных церквей и дворцов знати.

Архитектура Праги сочетает весьма органично многочисленные стили: от самых древних романских построек до кубических и постмодернистских зданий. В Праге почти нет зданий входящих в список самых значительных памятников мировой архитектуры. Но Прага не тот город, где мы, как, например, в Риме, будем досконально изучать каждое здание, ибо каждое – шедевр. Прелесть Праги в другом (хотя некоторые здания заслуживают внимательнейшего изучения) - все вместе эти церкви, ратуши, дворцы, мосты и башни, словно дружные дети, взявшиеся за руки, становятся единым шедевром, музеем под открытым небом по имени Прага.

Начнем нашу прогулка с левого берега Праги, с городища Градчаны и крепости Пражский град. Этот район, словно божественный Олимп, парит над городом и виден фактически ото всюду. Фотографии этого вида, как самые красивые, украшают любой альбом по Праге. Градчаны и Пражский град напоминают огромный длинный корабль, носом которого является Пражский град, центром Градчанская площадь, а хвостом сами Градчаны.

Пражский град высится над Влтавой как раз в том месте, где в древности реку пересекал торговый путь. В конце 9 века здесь было возведено укрепление, своего апогея развитие града достигло при Кале IV в 14 веке. Через высокие кованные ворота, украшенные скульптурой, мы попадаем в первый двор. Через раннебарочные Матиасовы ворота, ныне встроенные в здание, проходим во второй двор: здесь находятся Картинная галерея и Часовня Креста. Главный кафедральный собор царствует над Пражским градом и всей Прагой в Третьем дворе – это собор св. Вита. В 10 веке здесь была заложена первая церковь. Нынешний, грандиозный готический собор начали строить в 14 веке при Карле IV, закончили и освятили лишь в 1929 году. Такова судьба многих готических долгостроев. В 14 века в строительстве собора принимал участие знаменитый мастер Петр Парлерж, потом работами руководили его сыновья. В соборе хранится несколько чешских святынь, среди которых надгробие святого Яна Непомуцкого. Как и любой готический храм, собор св. Вита сверкает яркими витражами, один из них (в архиепископской капелле) изготовлен по рисунку Альфонса Мухи – это прекраснейший витраж модерна – на мой взгляд, главное сокровище собора.

Кроме собора св. Вита в Третьем дворе находится Королевский дворец, а за собором на площади Св. Иржи стоит монастырь св. Иржи с одноименной симпатичной романской базиликой красного цвета.

На северной окраине Пражского града, за монастырем св. Иржи находится самая маленькая и колоритная пражская улица – Золотая улочка. Она была бы очень симпатиной, если бы не толпы туристов, словно рабы в трюме корабля, заполонившие ее. Хочется поскорее покинуть это место. Наверное, зимой здесь тихо. Малюсенькие домики Золотой улочки были построены в 16 веке, а в доме №22 жил Франц Кафка.

Кроме соборов вертикали в Пражском граде создают четыре башни, в некоторых раньше были темницы.

Прага удивительно зеленый город с многочисленными садами.  Здесь же на левом берегу Влтавы за Пражским градом раскинулись Летенские и Королеские сады. В Летенские сады можно подняться от реки, отсюда открывается прекрасный вид на мосты Влтавы, здесь же стоит прекрасный памятник модерна –Ганавский павильон, построенный для выставки конца 19 века. Модерн и кубизм – это отдельная прекрасная страница пражской архитектуры. Из Летенских садов по мосту над дорогой мы переходит в Королевские сады с удивительно изящным королевским ренессансным дворцом Бельведером. Между Королевским садом и Пражским градом тянется глубокий оборонительный Олений ров, в котором монархи действительно держали оленей. Из Королевского сада мы снова выходим к входу в Пражский град на Градчанскую площадь.

Основанные в 14 веке Градчаны раньше и ограничивались этой огромной вытянутой площадью. Ныне площадь окружают огромные дворцы: дворец архиепископа, Шварценбергский, Штеренбергский, Мартиницкий и Тосканский дворцы. Шварценбергский дворец – самый красивый, напоминает итальянское палаццо, украшен ренессансным сграффито.

От Градчанской площади мы выходим к Лорете, Лоретанскому монастырю, гигантскому страшноватому Чернинскому дворцу, из окна которого выпал Ян Масарик (сын Т. Масарика), опять «дежа вю».

Название Лоретанского монастыря связано с итальянским местечком Лорето, куда якобы был перенесен из Назарета домик, в котором Мария получила Благую Весть. В Европе существуют бесчисленные копии лоретанской хижины, в одной Чехии их около 50. Западный фасад монастыря принадлежит самому знаменитому здесь барочному архитектору, автору большинства барочных построек в Праге – Кристофу Динценгоферу. Рядом стоит строгий монастырь ордена капуцинов. За ним начинается окраина Градчан, которая называется Новый Свет и относится к самым романтическим и живописным уголкам Праги.

По соседству находится один из самых крупных пражских монастырей – Страговский монастырь, основанный еще в 12 веке. Поскольку Градчаны и Страговский монастырь расположены на холме, то отсюда будет не очень сложно пешком подняться на вершину зеленого холма Петршин. Этот огромный холм напоминает зеленого ежика, словно случайного разлегшегося в центре города. Весь холм опоясывают многочисленные дорожки, это удивительно красивое для прогулки место (если у вас сильные и мускулистые ноги). Среди зелени грушевых и сливовых аллей на вершине холма высится уменьшенная копия Эйфелевой башни. К сожалению, уменьшенного лифта в ней нет, поэтому 237 ступенек придется преодолевать на все тех же сильных и мускулистых ногах. Если вы таковых не имеете, то к концу пребывания в Праге приобретете: ведь вас ждет еще десяток аналогичных башен. Что? Не полезете? Замечу только, что сверху открываются такие виды на город, которые вы не могли приставить в своих самых вожделенных фантазиях. Спустившись на пока ватных и дорожащих ногах с петршинской башни можно развлечь себя в стоящем за башней зеркальном лабиринте с кривыми зеркалами и полюбоваться на соседнюю церковь. Здесь же проходит Голодная стена 14 века, Карл IV решил ее построить, чтобы обеспечить работой безработных, хотя говорят, строителям платили деньгами, отнятыми у еврейского меньшинства. Типичная история. С Петршина можно спуститься в лежащую внизу Малую страну или на своих двоих или на фуникулере (если он будет не на ремонте).

Малая Страна была основана в конце 13 века. Это одна из самых прелестных и зеленых частей города. Раньше здесь жили рыцари ордена францисканцев, мелкие торговцы и евреи. Остаться позволили только рыцарям. В середине 16 века этот район был уничтожен пожаром, позже на пепелище выстроили великолепные ренессансные здания. Расцвет Малой Страны приходится на 17 век, когда верная Габсбургам католическая знать получила в собственность большую часть этого района и возвела здесь свои дворцы с ухоженными садами. Этот небольшой город – настоящее царство барокко. Милошу Форману для съемок его «Амадея» даже не потребовалось декораций, город остался таким же как в 1787 году, когда здесь останавливался Моцарт. К сожалению, в 1948 году дворцы решили превратить в жилые дома, последующие 40 лет здания приходили в упадок, но в 1990 году был принят закон о реституции, теперь многие заняты и отреставрированы прежними владельцами и частными фирмами.

Вальдштейнская улица полностью состоит из дворцов с прекрасными садами (Фюрстенбергский, Вальдштейнский, Лобковицкий, Ностицкий, Валленштейнский дворцы). На главной Малостранской площади высится церковь Св. Микулаша – работа отца и сына Динцегоферов, саму площадь окружают дворцы. Нерудова улица, названная в честь чешского писателя и журналиста Яна Неруды, тоже одна из самых красивых в Малой Стране. Некоторые улочки Малой Страны полностью связаны с историей мальтийского ордена Св. Иоанна (дворцы, церкви и площади). Мы проходим дальше и подходим к небольшой речке Чертовке, названной так из-за проказливого беса, якобы живущего в ней, или из-за сварливой женщины, жившей неподалеку. От Малой Страны речка Чертовка отсекла небольшой очень зеленый остров Кампу. Здесь на речке Чертовке можно увидеть старые водяные мельницы.

Перенесемся на другой берег Влтавы. Прогулку по правому берегу можно начать с еврейского района Йозефов, слившегося со Старым Местом. Дальше Старое Место переходит в Новое место и крепость Вышеград.

В легендах повествуется, что евреи появились в Праге сразу же после разрушения Иерусалимского храма.

Все же первые еврейские поселения датируются 10 веком (то есть почти сразу после основания города). Сначала они располагались на обеих берегах Влтавы, но, как вы помните, при строительстве Малой страны евреи были изгнаны с западного берега. С той поры и вплоть до отправки нацистами в концентрационные лагеря иудеи постоянно подвергались унижениям и притеснениям. Сегодня еврейское население в Праге составляет всего лишь около 2000 человек.

В Средние века еврейские погромы случались часто. Два самых страшных -  в 11 веке, когда на евреев напали крестоносцы, и в 14 веке, в канун Пасхи, - тогда погибли 3000 человек. Лишь манифест о веротерпимости конца 18 века несколько улучшил положение. В 20 веке немецкоязычная еврейская литература процветала. Самое известное имя – это Франц Кафка, Прага «город без реальности» просматривается во всех его произведениях. Особенно чувствуется этот город в еврейском гетто.

Конец периоду относительного благополучия положили нацисты, уничтожившие 80 тысяч из 90 тысяч евреев, оставшихся в Чехии после фашистского вторжения. Согласитесь, что от этой цифры кровь стынет в жилах. Поэтому если вы решитесь посетить еврейский квартал, запаситесь железными нервами или валерьянкой.

Еврейский город (гетто) в Праге был основан в 13 веке. В наши дни можно посетить множество синагог: Клаусова, Майзелева, Пинкасова, Испанская, Старо-новая, Высокая синагоги. Кроме того, сохранилась еврейская ратуша, Обрядный зал еврейского похоронного братства и старое еврейское кладбище (есть еще и новое, где похоронен Кафка). Множество еврейских домов было уничтожено, но такое изобилие сохранившихся еврейских культовых построек не случайно. Уничтожив 80 тысяч евреев, Гитлер решил открыть в Праге «музей исчезнувшей этнической группы». Можно ли представить более чудовищное издевательство?!

Среди всех перечисленных еврейских построек нет шедевров архитектуры, но все вместе они представляют культурную и историческую ценность, смотрятся единым ансамблем. Кроме того, на свете не много городов, где бы сохранилось так много иудейского. В наши дни действующей является лишь Старо-новая синагога, почти все остальные здания стали музеями. Самое сильное и тяжелое впечатление, вы не скоро избавитесь от кома в горле и сильнейшего желания зарыдать, производят еврейское кладбище, Пинкасова и Клаусова синагоги. Пинкасова синагога ныне превращена в мемориал, на стенах напечатаны мелким черно-красным шрифтом имена 77297 евреев из Богемии и Моравии, погибших в нацистских лагерях. Пожалуй, именно здесь можно воистину убедиться в силе и материальности слова и мысли. Эти имена, словно убиенные люди, глядят на Вас со стен, будто призывая к ответу за страшное преступление. Кажется, что имена, как тяжелые камни падают на вас со всех сторон, еще одно мгновение, и вы не сможете покинуть это царство Аида, будете погребены под болью и страданием тысяч невинных. Это место навсегда останется в вашем сердце кусочком адской боли жертв холокоста. Именно здесь можно постичь любовь Бога к человеку и жертву единственным сыном во благо человечества. Если бы можно было спасти, оживить этих людей любой из нас принес бы себя в жертву.

В Клаусовой синагоге около кладбища представлена небольшая выставка рисунков детей – узников концлагеря Терезин, более 15000 детей погибло. Нет более страшной выставки на свете. Здесь можно только или молчать или рыдать.

За более чем 550 лет на Старом еврейском кладбище было погребено 100000 человек, название этого тихого и страшного места переводиться с иврита как «Дом жизни». Только здесь в течение 300 лет евреям разрешалось хоронить мертвых. По этой причине на этом небольшом кладбище и поместилось 100 тысяч человек – могилы расположены одна над другой в 12 слоев. Самая посещаемая могила принадлежит раввину Лёве – знаменитый каббалист и после смерти не утратил влияния и уважения.

С раввином связана знаменитая легенда о Големе. В конце 16 века евреев в очередной раз обвинили во многих преступлениях и, чтобы защитить жителей гетто, Лёв, используя знание каббалы, вылепил из глины человекоподобное существо – голема («бесформенная материя» - на древнееврейском языка). Лёв оживил голема, надеясь, что тот защитит общину, но, как и знаменитый Франкенштейн, голем вышел из-под контроля создателя, начал громить все вокруг. Раввин превратил его снова в глину и спрятал, по легенде, в Старо-новой синагоге.

12000 надгробных плит, как вершины айсбергов, вздымаются из под земли непрерывным частоколом. Кладбище производит тяжелое и странное впечатление. С одной стороны, оно выглядит заброшенным, с другой – здесь особенно ощущаются стойкость и сплоченность еврейского народа.

Самое «приятное», не трагическое впечатление в еврейском районе можно получить в Испанской синагоге, названной так за свое оформление, особенно, в интерьере она напоминает характерные испано-мавританские постройки, типа знаменитого дворца Альгамбры.

В еврейском гетто время словно остановилось в тот момент, когда его покинули не по своей воле тысячи евреев. Если вы захотите взглянуть на часы и обратите свой взор на циферблат еврейской ратуши, то не удивляйтесь, перед вами настоящие еврейские часы 18 века, а, следовательно, стрелки идут в обратном направлении.

Вместе с уходящими стрелками отправимся из Йозефова по Старому месту. Рядом с еврейским районом на берегу Влтавы стоит готический монастырь св. Анежки. От монастыря, минуя еврейский квартал, можно минут за 10 спуститься к сердцу Старого места – Староместкой площади. Это самая старая и красивая городская площадь, которую со всех сторон окружают прекрасные здания: Староместкая ратуша со знаменитыми сложнейшими курантами на башне, собор св. Микулаша, построенный, как и его одноименный собрат в Малой Стране, Динценгофером, готическая церковь 14 века Девы Марии перед Тыном, вознесенная к небу двумя огромными башнями, многочисленные дворцы и дома. Среди последних следует отметить дворец Кинских и дом «У минуты» со стенами, полностью покрытыми сграффито. В центре площади стоит огромный памятник в стиле модерн, посвященный Яну Гусу.

Поблизости от Староместкой площади сосредоточены все основные достопримечательности Старого места. На соседней Малой площади выделяется неоренессансный дом «У Ротта», весь его фасад украшен росписями. Рядом со зданием Сословного театра, стоит древний университет Каролинум, основанный Карлом IV, от старого здания сохранилось лишь огромное готическое окно-эркер. Небольшая горгулья, свисающая с окна, словно хочет ворваться из средневековья в наши дни.

Общественный дом рядом со средневековыми Пороховыми воротами – один из самых прекрасных памятников модерна в Праге, над его интерьерами и фасадом работали все ведущие мастера чешского модерна, а главное, Альфонс Муха. Соседнее с Общественный домом здание - гостиница «Париж» - построена в стиле неоготики и модерна.

В Праге огромное количество церквей, каждая по отдельности не представляет большого интереса, но все вместе, они задают прекрасную мелодию всей прогулке.

Между Старым местом и рекой сохранились маленькая романская часовня св. Креста, Вифлеемская часовня, романский дворец Иржи Подебрада, идущая к Карлову мосту, Карлова улица с живописнейшими зданиями и гигантским Клементинумом (иезуитский центр просвещения, в здешней лаборатории исследовал ночное небо Илганн Кеплер), дворец Клам-Галласа с атлантами и Кржижовницая площадь (площадь Рыцарей креста) с иезуитской и францисканской церквями. С этой площади мы выходим на самый знаменитый в Праге Карлов мост, по которому можно перейти в Малую Страну.

Из всех проектов Карла IV – включая возведение собора св. Вита, основание Университета и Нового места – именно этот 516 метровый мост, украшенный по обеим сторонам барочными статуями, стал символом Праги, одним из самых известных мостов в мире. Несомненно, скульпторов вдохновила скульптура римского моста Сант-Анджело. По обоим концам моста возведены мостовые башни, с которых открывается прекрасный вид на город. Сын Карла IV Вацлав IV приказал сбросить с моста главного викария – Яна Непомуцкого, теперь статуя Непомуцкого – самая известная на мосту, его мощи хранятся в соборе св. Вита, а сам Ян Непомуцкий – один из самых почитаемых в Чехии святых. В Средние века здесь топили преступников, на одной из башен выставляли головы казненных. В наши дни здесь безопаснее, если, копошащиеся словно муравьи, туристы не затопчут. Говорят, мост безлюден зимой. В туристический сезон лишь рано утром можно спокойно прогуляться по мосту и полюбоваться пейзажами.

Старое место плавно переходит в Новое место. Примерно на их границе располагается прекрасный музей Альфонса Мухи и Вацлавская площадь. В музее представлено много работ художника и демонстрируют очень длинный хороший фильм. Вацлавская площадь протяженностью не менее километра больше похожа на бульвар, площадь очень шумная и не уютная, даже напоминает проспект. Но здания, ее окружающие, – настоящая выставка архитектуры 19-20 веков. Среди множества интересных зданий выделяются дом Петерка и отель «Европа» в стиле модерн.

Новое место было основано Карлом IV в 14 веке, чтобы соединить Старое место и крепость Вышеград. В конце 19 века квартал был кардинально перестроен. Именно из Новоместкой ратуши произошло «первое пражское выкидывание из окон». В районе сохранилось немало дворцов и множество церквей (св. Урсулы, Кирилла и Мефодия, Яна Непомуцкого, Вознесения Девы Марии и Карла Великого, Эмаусский монастырь с современной железобетонной крышей, по форме напоминающей паруса или рога). Рядом с церковью Урсулы стоят два прекрасных здания в стиле модерн: Пражская страховая касса (украшена мозаикой) и Издательство Топича. А в доме Фауста начинается действие чешского варианта легенды о Фаусте. Действительно, в 16 веке этим домом владел знаменитый английский алхимик.

От здания Национального театра в сторону Вышеграда протянулась самая красивая из набережных Влтавы. Это Масариковская набережная: все здания построены на рубеже 19-20 веков, почти все в стиле модерн (например, институт Гёте), все очень разные, очень красивые, и все вместе составляют единый ансамбль.

Еще один интересный памятник модерна находиться на границе Старого города на этом же берегу Влтавы – это Центральный вокзал. Его главный вестибюль, укрытый куполом, украшен мозаикой, фресками, скульптурами и витражами (к сожалению, требуется срочная реставрация).

Как и пражский модерн во главе с Альфонсом Муха, пристальнейшего внимания заслуживает пражский кубизм. В Новом месте можно познакомиться с этим стилем: дом «У Черной Богоматери», многоквартирный дом на улице Некланова, рядом  Коваржовицкая вилла, где даже садовая ограда выполнена в стиле кубизма, банк Легии, дом «Диамант», рондокубистский дворец «Адрия» и многие другие. Из кубизма в Праге вырос «национальный стиль» или рондокубизм, объединивший в себе элементы традиционной архитектуры и кубизма. Дворец Адрия сочетает разные стили, его описывают как футуристический дворец итальянского Возрождения.

Самое сильное впечатление от архитектуры 20 века можно получить, продолжив идти от Масариковской набережной по берегу Влтавы в сторону Вышеграда. «Танцующий дом», построенный в середине 1990-х годов знаменитейшим архитектором Франком Гери, ломает все представления о том, что такое архитектура. Любое здание Ф. Гери заставляет, затаив дыхание, с восторгом осознавать на какие высоты может подняться современная архитектура. «Танцующий дом», несомненно, можно считать одним из лучших памятников архитектуры конца 20 века. Он стоит у моста на самом берегу Влтавы и виден даже с вершины смотровой башни на Петршинском холме. Этот дом, словно живое существо, действительно танцует, кружится перед нами, представая во всё новых, непохожих на предыдущие, ракурсах. Он, словно малое дитя, не может и не хочет постоять спокойно. Фасад не на секунду не останавливает своего движения, словно маня зрителя умчаться в вихре Пражских впечатлений.

Прага разбита на 10 районов. Все, описанные выше, достопримечательности находятся на территории Прагы I. Крепость Вышеград, некоторые кубистические здания, как и Танцующий дом, принадлежат Праге II.

Крепость Вышеград была заложена позже Пражского града, хотя легенды гласят, что именно здесь княжна Либуша имела видение будущей Праги. Говорят, что отсюда с вершины холма во Влтаву бросались отвергнутые княжной поклонники.

Сердцем крепости является огромный готический собор Петра и Павла (долго строился, начиная с 11 века). Рядом на Вышеградском кладбище похоронены самые выдающиеся представители чешского народа.

В Праге VII недалеко от интересного дворца Промышленности, построенного в стиле модерн, стоит огромное стеклянное здание, произведшее впечатление своим гигантским стеклянным фасадом даже на гения архитектура 20 века Ле Корбюзье. Это Дворец ярмарок, построенный в 1928 году для Пражской выставки. Сейчас в здание находится часть коллекции Национальной галереи (19-20 века). Часть этой обширной коллекции могла бы составить славу любого музея: это полотна Моне, Ван Гога, Гогена, Пикассо, Брака, Шагала, Дерена, скульптуры Родена и Бурделя и т. д. В этом собрании нет неизвестных художников, лишь самые известные имена, картины и скульптуры доставят глубочайшее удовольствие всем любителям искусства. Можно приехать Прагу даже только ради этой экспозиции.

В Праге III находиться еще один уникальный памятник пражской архитектуры модерна – церковь Пресвятого Сердца Господня, построенная в 1933 году под влиянием венской школы Отто Вагнера.

Небольшая Прага удивительнейшим образом вобрала в себе архитектуру целого тысячелетия. В ней рядом, гармонично сосуществуют романские, готические, ренессансные, барочные, модернистские, кубистические и постмодернистские постройки. На тему этой загадки, наверное, можно написать не одну книгу, но ее не очень хочется осмыслять, скорее, получать удовольствие от результата – от этой дружеской гармонии разных стилей.

Еще одна удивительная и гармоничная особенность Праги – музыка. Пожалуй, в Европе нет более музыкального города. «Если чех – значит, музыкант» гласит местная поговорка, которая родилась еще во времена барокко. Актуальна поговорка и поныне. Музыкальная культура сформировалась в Богемии и Моравии в 17 веке. А уже в начале 18 века билет в частный театр мог приобрести практически каждый. Музыкальные взгляды здесь были весьма прогрессивными. Скорее всего, поэтому пражане по достоинству оценили музыку Моцарта, в то время как Вена отнеслась к нему прохладно. В современной Праге круглый год проходят музыкальные фестивали. Самый известный – Международный музыкальный фестиваль «Пражская весна». Еще в 18 веке один английский музыковед назвал Прагу хранительницей европейской музыки. Если бы он оказался в Праге сегодня, то не изменил бы своего мнения, увидев на улицах множество людей с музыкальными инструментами в руках, услышав музыку, постоянно льющуюся из распахнутых окон. Везде развешены афиши, приглашающие на фестивали и концерты, во всех церквях и барочных дворцах ежедневно проходят концерты светской и духовной музыки. Иногда возникает ощущение, что Прага – это сказочная столица Музыки, что в Прагу собрались все музыканты мира, кажется, что музыкант – главная пражская профессия. Удивляешься только, как они окупаются при таком количестве концертов.

В живописных окрестностях Праги сохранилось множество замков и обязательный для посещения город Кутна-Гора. Когда-то этот город был вторым по значимости после столицы. Само название означает «рудная гора», поскольку своим процветанием горожане были обязаны богатым месторождениям меди и, особенно, серебра. Здесь богатели все слои населения, а чешский король в 14 веке был самым богатым в Центральной Европе. Тогда же здесь был основан Королевский монетный двор (стоит и сейчас), названный Итальянским, поскольку пригласили специалистов из Флоренции. Они и создали пражский грош, серебряную монету, которая несколько веков была твердой европейской валютой. К 16 веку запасы серебра и меди истощились, и город быстро пришел в упадок.

Сегодня Кутна-Гора очень живописный городок с прекрасно сохранившимся старым центром: особенно красивы позднеготический Каменный дом с богато декорированным фасадом и готический каменный фонтан 15 века. Главная достопримечательность города – готический собор Св. Барбары (Варвары) конца 14, начатый Петром Парлержем.

В 3 км к северу от Кутной-Горы в городке Седлеке находиться знаменитая костница. Она имеет лишь историческую ценность. В 19 веке Франтишек Ринт сделал ее одним из самых жутких мест в Европе: светильники, колокола, урны, частично стены – все здесь сделано из человеческих костей. Эти косточки и черепа вычищены до бела, выглядят как из химчистки, они свисают с потолка, глядят на вас со всех сторон. У художника Верещагина есть символическая картина «Апофеоз войны», на ней представлена гора черепов. Кто бы мог подумать, что страшная фантазия художника - абсолютная реальность. По углам костницы за решетками вздымаются такие «горы», словно ожившее причем несколько раз полотно Верещагина. Граница между реальностью и символическим вымыслом стирается. Все же Пинкасова синагога со своими надписями производит более тяжелое впечатление. Здесь же создается какое-то истерическое настроение, на грани между плачем и смехом. Ловишь себя на желание расхохотаться, ибо все эти такие чистенькие и беленькие косточки кажутся декорацией к пещере пообедавшего людоеда, а свисающие с потолка гирлянды упрямо напоминают украшения новогодней елки. Помните стихотворение Сапгира о принцессе и людоеде: «Днем во втором часу заблудилась принцесса в лесу, смотрит полянка прекрасная, под дней пещера ужасная, а в пещере людоед: «Заходи-ка», говорит, «на обед».

В общем, добро пожаловать и иную реальность! Хочется бежать из этого царства кощунственного святотатства.

Чехия удивительно богата замками, самые интересные из них расположены в Центральной Богемии, вокруг Праги. К сожалению, правда, автомобильные дороги оставляют желать лучшего. Замки высятся на холмах, часто издалека на них открывается прекрасный вид. Чешский Штернберг был построен еще в 13 веке на высоком берегу реки Сазавы, у ее слияния с Бланицей. Карлштейн – самый известный готический замок Чехии  - был возведен по инициативе императора Карла IV 1348 году, как его загородная резиденция. В охотничьем замке Конопиште сочетаются черты готики и ренессанса, охота – главный мотив в оформлении замка. Здесь можно видеть сложный и очень интересный механизм старого Габсбургского тира и боулинга. Древний замок Крживоклат стоит на высоком лесистом берегу Влтавы, на месте, где в нее впадает Бероунка, первое упоминание о замке относится к 12 веку, а 13 веке он стал резиденцией Пржемысловичей. В 14 веке здание было перестроено в готическом стиле.

У современного испорченного рекламой человека при слове Чехия воображение рисует пиво, пиво и еще раз пиво. Не будем отрицать, Чехия славиться этим напитком, как Россия водкой. Но не будем ограничиваться напитками. Богемия, кроме замков, знаменита прекрасным, известным на весь мир богемским стеклом. Чешские традиции производства стекла восходят, самое позднее, к началу 15 века, а корнями своими уходят во времена кельтов. Уже к началу 18 века богемское стекло знали во всем мире (включая Америку и Северную Африку). В эпоху барокко появился прочный богемский хрусталь. В 19 веке стала использоваться разноцветная глазурь. А на рубеже 19-20 веков появились модернистские вещи, удивительной красоты. Самое приятное, что, как и муранское стекло в Венеции, производство богемского стекла активно развивается и в наши дни, многочисленные лавки предлагают огромный выбор чешского стекла.

Когда княжна Либуша призвала на княжеский трон пахаря Пржемысла, которого избрала себе в супруги, она изрекла пророчество об основании Праги: «Вижу город великий, до звезд вознесется слава его». Нам остается заметить, что Либуша не ошиблась, Прага стала настоящей жемчужиной Центральной Европы.