Нидерланды – центр Европы

Что делать (почти Чернышевский) в зимние школьные каникулы?

В Нидерланды мы попали неожиданно. На зимние школьные каникулы 2010-2011 года мы хотели отправиться в Индонезию, на острова Бали и Ява. Но потом решили никуда не ездить, остаться в Москве и заняться ремонтом новой квартиры. Правда, Стас не мог смириться с этой мыслью, поэтому «неожиданно» обнаружил недорогие билеты в Амстердам и мы решились… Так вместо бывшей голландской колонии мы попали в саму Голландию.

На самом деле, про поездку в эту страну я задумывалась уже много лет назад, и путеводитель уже лежал в шкафу в ожидании своего времени.

Вылет из Москвы пришелся на католическое Рождество. И самолет не хотел взлетать. В Москве начался ледяной дождь, который привел к ужасному обледенению. В общем, мы провели в самолете три часа и уже не надеялись улететь. В результате нам отключили кислород, температура в салоне повысилась, воздуха быстро стало не хватать. Самолет стали обрабатывать реагентами от обледенения. В результате, спустя три часа, в 12 часов ночи, вместо 9 вечера, мы поднялись в небо. Соответственно, и в отеле в Амстердаме мы оказались на три часа позже – в 3 часа ночи. Оказалось кстати, что отель закрывается именно в 3 часа ночи, если бы мы опоздали минут на 10, нам пришлось бы ломиться в закрытые двери.

Только потом мы узнали, что наш самолет был фактически последним, улетевшим из Москвы. С 26 числа начался транспортный коллапс. И три дня самолеты не вылетали, все покрылось коркой льда, в лесах и парках попадали гигантские ветки и даже местами деревья. А половина Подмосковья осталась без электричества из-за обрыва проводов. Некоторые так и провели Новый год со свечами и без привычного телевизора. Так что мы «сделали ноги» вовремя.

Несомненно, для каждого человека страна предполагаемого путешествия связана с определенными ассоциациями. Для меня Нидерланды – это страна Северного Возрождения, которое было в Нидерландах не менее интересным, чем прославленный итальянский Ренессанс. А потом и золотой 17 век, невероятно богатый художниками, среди коих Рембрандт и Хальс, Вермер Дельфтский и Лука Лейденский, Рейнольдс, Сегерс, Метсю, Стен и т.д. и т.д. А в 19 веке Голландия стала родиной великого постимпрессиониста Ван Гога. Уже этих имен более чем достаточно, чтобы мечтать о путешествии в этот центр Европы.

Голландская пословица гласит: «Бог создал землю, а Голландию создали голландцы». И создавали они ее нельзя сказать, чтобы легко и просто.

Посмотрим на историю этой небольшой страны.

Во 2 тыс. до н.э. на этой территории жили кельты, которых в 3-1 вв. до н.э. вытеснили германские племена. А с 1 века до н.э. по 4 век н.э. этой землей владели римляне. Лишь в начале 5 века германские племена франков окончательно вытеснили римлян. В 5 веке было образовано франкское королевство, отмеченное знаменитым правлением Карла Великого в конце 8-начале 9 века. После его смерти и распада империи Нидерланды вошли в состав Восточнофранкского королевства.

В Средние века в область Нидерланды Исторические входили территории современных Нидерландов, Бельгии, Люксембурга и северо-восток Франции.

В 14 веке некоторые города вошли в знаменитый торгово-политический союз Ганза.

В 15 веке здесь правили герцоги Бургундского дома, и именно они положили начало объединению значительной части нидерландских земель. В 1463 году были созваны первые Генеральные штаты. И тогда появилось общее для всех провинций название «Нидерланды», которое переводится как «низменная страна». По смыслу названия «Нидерланды» и «Голландия» довольно близки. Последнее переводится как «земля, не имеющая прочного основания». Действительно, большая часть страны расположена ниже уровня моря.

С конца 15 и по середину 16 века Нидерланды находились под властью германских Габсбургов и в этот же период формировались этнические общности голландцев (на основе германских племен, франков и кельтов) и фламандцев (на основе франков, кельтов и саксов).

В 16 веке Карл V объединил под своей властью Германию, Испанию и Нидерланды. Нидерландские провинции активно сопротивлялись испанскому владычеству. И в 1566 году началась буржуазная революция под религиозным знаменем (протестантские Нидерланды против католической Испании). К сожалению, тогда же толпы протестантов уничтожали иконы в церквах.

Статхаудер (наместник) провинции Голландия Вильгельм Молчаливый возглавил вооруженную борьбу с испанцами. Он был убит в 1584 году. Только в 1648 году Нидерланды стали первой в мире страной, где буржуазная революция завершилась созданием республики во главе с Генеральными штатами и статхаудером из династии Оранских.

В 1575 году был основан Лейденский университет.

17 век был ознаменован бурным экономическим развитием, были основаны Ост-Индская и Вест-Индская компании. Амстердам стал важнейшим экономическим центром. Параллельно прошли три англо-голландские войны, а в 1672 году вторглись войска Людовика XIV.

В 1689 году во время английской революции Вильгельм III Оранский стал королем Англии.

В эпоху Наполеона Нидерланды были присоединены к Франции.

В 1814 году у Нидерландов появился первый король из рода Оранских (статхаудер Вильгельм IV стал королем Вильгельмом I). После изгнания французов Венский конгресс насильственно объединил Нидерланды и Бельгию с единое Нидерландское королевство. В результате бельгийской революции 1830-1831 годов Бельгия провозгласила независимость.

В 1839 году была построена первая железная дорога. В 1870 году отменена смертная казнь. А в 1899 году был учрежден первый международный Арбитражный суд, который с 1913 года заседает в Гааге.

Во время первой и второй мировых войн Нидерланды объявили нейтралитет. Но в обеих войнах страна все равно пострадала. В начале века были прерваны связи с Индонезией, стоимость жизни выросла в 2 раза, прокатилась волна забастовок. В 1940 году, несмотря на нейтралитет, фашистская Германия напала на Нидерланды, страна капитулировала, и было введено нацистское управление. В 1945 году Индонезия провозгласила независимость.

В 1949 году страна присоединилась к НАТО, в 1956 Нидерланды приняли участие в создании ЕЭС, в 58 году был создан экономический союз стран Бенилюкса. В 1990 Нидерланды подписали Шенгенское соглашение. С 2002 года используется европейская валюта евро.

В 2004 году страна была потрясена убийством правнука Винсента Ван Гога. 47-летний режиссер Тео ван Гог был убит мусульманскими экстремистами, за его фильмы и книги о мусульманах. Это отражение общеевропейской проблемы, при которой иммигранты, среди которых многие исповедуют ислам, создают свою субкультуру и продолжают жить по законам своих стран. И их мало интересует свобода слова, выпестованная европейцами.

20 век в Нидерландах -  время правление женщин-королев, причем время правления каждой впечатляет. Королева Вильгельмина царствовала с 1898 по 1948 (годы жизни 1880-1962), потом на трон взошла ее дочь Юлиана, находившаяся у власти с 1948 по 1980-й, в котором она отреклась от трона в пользу своей старшей дочери Беатрикс, которая, соответственно, правит и по сей день (уже 31-й год). Правда у нынешней королевы есть три сына, так что женская линия, видимо, прервется.

Интересная история взаимоотношений была у Нидерландов с Россией.

Голландские купцы впервые приехали в Россию в царствование Ивана Грозного. Первые официальные контакты состоялись в начале 17 века. А в 1697 году в Голландию прибыло русское Великое посольство. Здесь начинается хорошо всем известная великая история преобразований Петром Великим средневековой Древней Руси и Российскую империю. В составе того посольства из 200 человек был впервые отправившийся за рубеж русский самодержец. Он был инкогнито под именем унтер-офицера Петра. Он побывал в Зандаме около Амстердама (там сохранился его дом). Потом в течение 3-х месяцев Петр и 10 его спутников обучались плотницкому делу на верфи Ост-Индской кампании.

По возвращении Петра и Великого посольства домой в 1700 году у России появился новый флаг (те же бело-сине-красные полоски, что и на флаге Нидерландов, только расположенные в другой последовательности) и новый календарь. Летоисчисление в последнем шло не от сотворения мира, а от рождества Христова.

В 1716-1717 годах Петр второй раз посетил Голландию и продолжал активно обучатся, например, анатомии у профессора Амстердамского университета, потом купил у него знаменитые анатомические и зоологические коллекции, которые поместил в Кунсткамеру в Петербурге. Оценил Петр и живопись голландских и фламандских художников. Было переведено множество книг с голландского языка на русский.

Картины голландцев и фламандцев покупала и Екатерина II Великая.

В 1816 году будущий король Вильгельм II женился на дочери императора Павла I, великой княгини Анне Павловне. Он был героем битвы при Ватерлоо и А. С. Пушкин (еще будучи лицеистом) написал посвящение «Принцу Оранскому». Анна Павловна родила трех сыновей, один из них впоследствии стал королем Голландии.

Отношения двух стран были омрачены в 1837 году, когда приемный сын голландского посланника барона Геккерена Жорж Дантес смертельно ранил на дуэли великого русского поэта. Интересно, что в 1892 году при Амстердамском университете была создана кафедра русского языка и словесности.

Октябрьская революция 1917 году резко ухудшила отношения между странами. После расстрела царской семьи Нидерланды разорвали дипломатические отношения с Советской Россией.

Вновь отношения были восстановлены лишь в 1990-е годы. А в 2001 году королева Беатрикс официально посетила нашу страну.

Вперед по городам и весям… Амстердам.

Это путешествие было традиционным для нашего семейства в смысле перемещения. Мы переезжали из города в город, стараясь за имеющиеся 10 дней посетить все самые интересные города страны. У меня был невероятный соблазн заехать в Бельгию и Люксембург. Но соблазн был задавлен на корню, поскольку города Бельгии за пару дней не посмотришь. А маршрут «галопом по Европам» мне точно не подходит.

Тем более, что за 10 дней мы посетили лишь самое главное, оставив за «бортом» множество маленьких городков, половина которых имеет абсолютно сырные названия: Гауда, Алкмар, Бреда, Эдам…

Ну, будем двигаться по порядку. И начнем с Амстердама -  все же столица.

Его история началась, когда на месте слияния рек Эй и Амстел возникла рыбацкая деревушка. В 13 веке ее жители соорудили шлюз на Амстеле и плотину (ныне это площадь Дам, где стоит Королевский дворец). В восточной старой части города многие название начинаются со слова «Ауде» («старый»).

Около 1300 года деревушка Амстелледамме получила статус города, а название постепенно превратилось в Амстердам.

В конце 16 века Амстердам стал богатейшим городом мира. 17 век – золотой век в истории города. Кроме торгового центра, город стал и центром культуры. Здесь жили и творили великие художники. От того времени здесь сохранилось более 40 музеев, университет и множество домов.

Постепенно нарастали кольца укрепленных каналов. Так город превратился в «Северную Венецию» и источник вдохновения для Петра Великого при строительстве Петербурга. Слава Богу, во время Второй мировой войны архитектура Амстердама пострадала не сильно, но 80 тысяч жителей – еврейская община города – была уничтожена практически полностью.

Мы провели в Амстердаме 4 замечательных дня. Наш отель располагался на берегу живописного и изогнутого канала недалеко от большинства достопримечательностей, что очень удобно для многочисленных пешеходных прогулок.

Первый день мы посвятили Музейному кварталу. От нашего отеля до него было можно дойти по знаменитому Зеркальному кварталу, который вообще-то представлен всего одной длинной улицей, ведущей прямо к Рейксмузеуму. С конца 19 века улицу занимают торговцы антиквариатом, поэтому здесь весьма приятно прогуляться, разглядывая выставленную продукцию. Кроме того мы шли мимо многочисленных заснеженных и скованных льдом каналов, любуясь сказочными пейзажами.

Музейный квартал находится на самой большой городской площади, которую местные жители используют для прогулок. На площади расположены три прекрасных музея. Неоготическое здание Рейксмузеума хранит огромную коллекцию голландского искусства 17 века (есть и азиатское искусство, живопись европейских школ). Здесь же и самое знаменитое полотно Рембрандта «Ночной дозор».

В огромном музее Ван Гога, кроме работ этого великого постимпрессиониста, представлены полотна многих французских художников конца 19 века. Очень подробно освещен ранний период в творчестве Ван Гога. Среди работ этого голландского периода царствуют «Едоки картофеля».

В голландских музеях особое внимание уделяется детям. Ника и Диана получили огромный лист с кучей заданий на английском языке, посвященных Ваг Гогу. До конца на вопросы не ответили, но все же, с несколькими справились. Ника очень активно писала ответы на английском. Потом во многих музеях она стала оставлять отзывы на английском. Причем иногда по целой странице.

Особенную радость после просмотра такой кучи шедевров у нас вызвал буфет музей Ван Гога. В голландских музеях пекут удивительно вкусные яблочные пироги. Курочка и салаты тоже были на высоте.

Следующее за музеем Ван Гога здание – музей Стеделийк, хранящий шедевры мировой живописи 20 века. Но на момент нашего посещения здесь были лишь временные экспозиции.

На музейной площади есть еще несколько симпатичных особняков, соединенных между собой переходами. В них расположена фабрика, музей и торговый зал «Бриллианты Костер». Учитывая невероятное увлечение Дианы камнями, особенно драгоценными, и особенно алмазами, я еще в Москве запланировала посетить производство бриллиантов. При входе установлен компьютер, регистрирующий посетителей. Буквально через две минуты появился прекрасно говорящий по-русски господин. Он оказался армянином, закончившим исторический факультет МГУ по специальности историк искусства (как и я) и уже 17 лет к его превеликой радости живущий в Амстердаме. Из производственного зала фабрики, где действительно можно понаблюдать за работой огранщиков, мы переместились в торговый зал (тоже весьма похож на выставку). Здесь стало ясно, что русские покупатели уже и здесь успели «засветиться». Господин активно предлагал нам прикупить украшений для меня и девочек. Причем цена на любое изделие начиналась от 1-3 тыс. евро. И говорил он с абсолютной уверенностью в том, что нам ничего не стоит оставить здесь мимоходом тысяч этак десять. Вот он русский след, преследующий во многих магазинах мира. В результате Стас купил мне часики, украшенные маленькими бриллиантиками. В общем, тоже оставили свой малюсенький след.

Следующие два дня мы посвятили центру города. В центре самого старого городского района Ауде-Зёйде стоит готическая церковь Ауде Керк 15 века. Здесь похоронена первая жена Рембрандта Саския. Представительницы древнейшей в мире профессии оккупировали три улице в центре старого района прямо вокруг церкви. Если честно, я предполагала, что работают они вечером, поэтому хотела уложить детей спать, а потом уже прогуляться со Стасом по злачным местам. Первый раз мы оказались у церкви в 16.30 вечера и квартал «Красных фонарей» во всю работал. На следующий день мы гуляли по району в 10 утра и квартал тоже работал. Видимо, все работает круглосуточно, а девушки просто трудятся посменно. Стоящие в витринах под красными полосочками-фонариками девушки, напоминают почти обнаженных манекенов. Возникает специфичное сочетание этой странной слегка шевелящейся наготы (особенно если это полная негритянка) со старыми зданиями, церковью Ауде Керк и белоснежными лебедями, плавающими в каналах.

Лебедей в каналах Амстердама очень много. Одного Стас покормил и обнаружил, что лебедь не очень умеет брать еду аккуратно, пытается заглотнуть и пальцы. В каналах около Ауде Керк лебедей настоящее столпотворение, как карпов в японских прудиках. Видимо, их здесь активно кормят. Поздно вечером мы наблюдали девушку, принесшую пакет с буханками хлеба. Она кидала прямо по полбуханки в воду, и лебеди, толкая и распихивая друг друга, заглатывали такие огромные «куски».

Здесь же в самом центре Красного квартала запрятана потайная католическая церковь. В 17 веке протестанты запретили католикам богослужение в церквях, и тогда возникли подпольные часовни прямо в жилых домах. В данном случае церковь расположилась на двух верхних этажах дома зажиточного горожанина.

Через два канала от Ауде Керк и подпольной часовни находится площадь Ньивмаркт с очень красивой Палатой мер и весов с остроконечными башенками. На этой Новой рыночной площади проводили и публичные казни. Знаменитый «Урок анатомии доктора Тюльпа», изображенный Рембрандтом, проходил именно здесь, в Палате мер и весов. Здесь собирались члены многочисленных гильдии, а картина Рембрандта и есть групповой портрет членов гильдии врачей.

Отсюда недалеко до Монтелбансторен и Схрейерсторен («башня плача») – огромных крепостных башен (таких в городе несколько). «Башня плача» - одно из самых старых зданий в городе (относится к Средним векам), около нее стоит огромная мрачноватая церковь Синт-Николаскерк 19 века. А напротив, тоже в 19 веке построили гигантское здание Центрального вокзала. Причем перед началом строительства забили 8600 деревянных свай и создали на них три искусственных острова.

Нельзя сказать, что в Амстердаме очень много церквей, но их высокие башни создают интересные вертикали в горизонтали изогнутых каналов, над которыми ровной линией стоят очаровательные, типично голландские дома 16-17 веков. С противоположной стороны от площади Ньивмаркт расположена церковь Зейдеркерк 17 века с великолепным шпилем, а на противоположной от нее стороне канала сохранился дом Рембрандта. Сегодня это дом-музей, воссозданный таким, каким он был при великом художнике.

В соседнем, тоже старом, городском районе Ньив-Зёйде сохранилось немало достопримечательностей. В 19 веке здесь засыпали многие каналы, в результате чего образовались улицы. Этот район украшает главная площадь Амстердама – площадь Дам, на которую выходит фасад Королевского дворца, церковь Ньиве Керк (поздняя готика 15 века), музей мадам Тюссо и интереснейшее здание Биржи, построенное в 1903 году известным архитектором Берлаге.

Только здесь за всю поездку в Нидерланды мы стояли в очередях, чтобы посмотреть интерьеры Королевского дворца и восковые фигуры в музее мадам Тюссо. Пожалуй, это лучший из музеев Тюссо (из тех, что мы посетили), но удовольствие от прекрасно сделанных фигур подпортило невероятное столпотворение.

Прямо на противоположной стороне от нашего отеля в красивом неоклассическом здании мы нашли музей Алларда Пирсона (первый профессор археологии Амстердамского университета). Мы предполагали увидеть небольшую университетскую археологическую коллекцию, а получили один из лучших музеев с произведениями искусства от Египта до римлян. Здесь есть даже коптские ткани, фаюмские портреты и украшения с Кипра.

А на нашей стороне канала небольшую площадь украсила статуя худенького мальчика, прозванного «Дорогушей». Рядом среди домов спрятался монастырь Бегейнхоф, в котором уединялись от светской жизни католики-миряне. Последняя сестра-бегинка умерла в 1971 году. Но сейчас здесь проживает около 100 одиноких женщин.

Около нашего отеля высится еще одна огромная башня Мюнтторен, оставшаяся от городской стены, за которой расположился огромный цветочный рынок. В основном здесь торгуют многочисленными сортами тюльпанов. Рядом с площадью Рембрандта мы полюбовались старинными интерьерами с изразцами и медной посудой на кухне в музее Виллет-Холтхаузен, по завещанию этой дамы еще в 19 веке дом стал музеем и собственностью города.

Недалеко находится музей Ван Ло. Интерьеры 18 века украшает замечательная коллекция голландского и восточного фарфора.

Центр города окружают красивейшие пояса каналов, среди живописных домиков встречаются церкви, а в некоторых дворцах небольшие музейчики. За огромной неоготической церковью Де Крёйтберг находится музей Библии, правда, обещанных красивых интерьеров мы не увидели, лишь экспозиция на библейские сюжеты в основном современных художников, есть и работы душевнобольных людей. Здесь же проходит улица Лейдсплейн, пересекающая несколько каналов и район Золотая излучина, знаменитые красивыми домами.

Вдоль каналов можно подняться до церкви Вестеркерк, через два канала от нее на канале Сингл стоит самый узенький дом Амстердама с шириной фасада 1,01 м. Мы видели и дом с шириной фасада 1,5 м. Еще дальше на уровне центрального вокзала вдоль канала Брауэсграхт стоит множество плавучих домиков. Они встречаются и на других каналах. Таких домов в городе около 2500. Они стали популярными после Второй мировой войны, когда в городе не хватало жилья. Сейчас к плавучим домам подведены электричество и вода.

Последний день в Амстердаме мы начали с ближайшей окраины (10 минут на трамвае, который ходит по часам). Музей тропиков потряс все наше семейство до глубины души. Огромная экспозиция музея на три этажа посвящена культурам народов колониальной Голландии. Здесь охвачен фактически весь мир: от арабского базара до тайского храма. Звуковой фон создает ощущение полного присутствия. Огромное количество компьютеров показывают фильмы и рассказывают про древние времена и современность выбранной страны. В компьютере можно прокрутить вокруг своей оси любую статуэтку, прочитать про нее немыслимое количество материала, посетить запасники музея, прослушать любой из многочисленных национальных инструментов, посмотреть народные танцы. Интерактив рассчитан и на детей, кроме того, часть музея специально оборудована исключительно для детей. Можно пройтись по воссозданным улицам разных городов, например, зайти в мусульманский дом, спуститься в медину и заглянуть на арабский рынок, понюхать (да, да, понюхать) восточные специи. В этом музее надо провести целый день. Но даже и за полдня у нас возникло ощущение совершенного кругосветного путешествия. А в буфете мы, как всегда, полакомились среди прочего нашим любимым яблочным пирогом. По такому же принципу сделаны многие музеи, например, НЕМО («музей науки и технологий»).

От музея мы двинулись пешком по городским окраинам к музею Мореплавания, знаменитому коллекцией лодок. Но музей оказался на реставрации, и мы зашагали в местный зоопарк, порадовавший нас не только животными, но и планетарием. От зоопарка мы пошагали мимо памятника погибшим евреям (за сохранившейся стеной Голландского театра) к еще двум интересным городским районам – Плантаж 19 века и Амстелхоф 17 века. В Амстелхофе в длиннейшем приюте теперь устроили филиал Петербургского Эрмитажа. Отсюда к нашему отелю, мы тоже дошли пешком. Так что весь Амстердам вполне реально обойти пешком за 4 денька. Получается, что трамваем мы пользовались всего один раз.

А гулять по городу одно удовольствие! Температура колебалась от легкого минуса до 3-4 градусов тепла. Только зимой зелень листвы не загораживает архитектуру. Кроме того, возникает невероятно красивая графика черно-коричневых веток. Типичные голландские дома создают единый городской ансамбль, некоторые стоят под большим наклоном, словно этакие Пизанские башни. И это тоже привносит в атмосферу города что-то особенное живое и сказочное.

Красивее всего выглядят дома 16-18 веков. Фасады домов 16 века украшены завитками и декором. В 17-18 веках появились изящные венчающие карнизы. Склады устраивались под крышами, поэтому на фронтонах видны блоки со шкивами. Чтобы не повредить фасад и для простоты подъема и спуска грузов с помощью этих блоков, дома часто строили с заметным наклоном вперед. Теперь дома, словно живые существа, склоняются над многочисленными каналами, словно пытаясь заглянуть в них.

Некоторые каналы сохранили прозрачную водичку и по ним можно плавать на разных суденышках, другие скованы льдом. Местами он поколот на кусочки и такой мозаикой устилает гладь воды, в других местах он столь тонок, что по нему могут гулять лишь птицы, а где-то он лежит толстым слоем, да еще и покрыт снегом. Среди многочисленных птиц настоящим украшением каналов являются белоснежные лебеди. В квартале Красных фонарей их огромные стаи, в других же каналах они плавают по двое или по трое. Кроме лебедей, особый колорит придают тоже белоснежные чайки. Словно крупные снежинки, они покрывают гладь канала и парапеты, а потом стремительно взмывают в воздух и носятся туда-сюда, словно зимние духи.

Разнообразный транспорт тоже привносит свою ноту в городской пейзаж. Машины припаркованы столь близко к каналу, что при отсутствии в большинстве случаев ограждений, кажется, что автомобили вот-вот сползут в воду. Основным транспортом являются велосипеды. Несмотря на снег и лед, которые стали реальностью для жителей Амстердама лишь две последние зимы, горожане упорно продолжают свое велосипедное движение. Некоторые велосипедные парковки выглядят как свалка ржавых двухколесных друзей человека. Как в этой куче можно найти и извлечь собственное средство передвижения – непонятно!

Зимняя Голландия ждет нас – мы покидаем Амстердам.

Зансе-Сханс.

Эта небольшая весьма живописная деревушка расположена в 15 км от Амстердама, и соответственно, как и столица, находится в Северной Голландии. В отличие от города здесь было значительно холоднее и все покрыто толстым слоем снега и льда – прямо-таки настоящая русская зима.

Зансе-Сханс – это воссозданная голландская деревня 17 века, в которой собраны привезенные со всей страны мельницы, жилые и хозяйственные постройки. Мне показалось ценным, что эта деревня не музей, а реально функционирующий этнографический комплекс. Все 6 мельниц имеют свои названия, и каждая что-нибудь производит (краску, горчицу, масло и сыр, одна мельница стала лесопилкой). В одном из домов мы обнаружили сыроварню и смогли увидеть процесс производства сыра. Так же прикупили здесь кучу сувениров.

Рядом в Зандаме сохранился Дом Петра I, в котором он прожил одну недельку. Тогда корабельные верфи Зандама славились как лучшие в мире. Мы не стали заезжать в Зандам, а сразу направились в Харлем.

Харлем.

В 17 веке в этом старинном городке творили прославленные голландские художники – Якоб ван Рейсдаль и Франс Хальс. С музея Хальса мы и начали осмотр города. Когда-то в этом здании размещалась богадельня, в которой и провел последние дни художник. Здесь собрана прекрасная коллекция групповых портретов Хальса. Богатство палитры Хальса отмечал еще Ван Гог, он насчитал только 27 оттенков черного цвета. В 17 веке в Голландии групповые портреты вошли в моду. Члены различных гильдий активно заказывали корпоративные портреты. Самым знаменитым стал «Групповой портрет стрелков гильдии св. Георгия». Дом стрелков сохранился в городе.

На центральной городской площади стоит готический собор св. Баво 14 века, здесь же и готическая ратуша 14 века, а также Мясной и Рыбные ряды в зданиях 17 века.

К церкви св. Анны мы подошли по удивительно зеленой для зимы узенькой улочке. С обеих сторон улочку украшали живые зеленые растения.

Лейден.

Лейден – очень красивый город с большим старым центром, окруженным кольцом каналов. В центре припарковаться невозможно, поэтому мы начали осмотр с ближайшей окраины – с мельницы «Сокол». Эта мельница стала музеем, и мы смогли осмотреть ее интерьеры на всех этажах. После осмотра жилых комнат первого этажа, Диана захотела жить на мельнице. С мельницы нам открылся красивый вид на город. Недалеко от мельницы в огромном здании расположился Музей Этнологии, посвященный инкам, ацтекам, Китаю и т.д. Как и Музей Тропиков в Амстердаме, этот музей великолепно оборудован, но чуть менее интересен из-за изобилия современных экспонатов.

В центре на берегу одного из каналов находится великолепный Национальный музей древностей. Все-таки музеи Голландии оставляют сильнейшее впечатление. Наверное, из-за них в первую очередь стоит ехать в Нидерланды. Здесь мы насладились великолепной коллекцией египетского, греческого, римского, ближневосточного и ранненидерландского искусства.

Чуть дальше на другой стороне канала стоит огромное здание Лейденского университета 16 века. До основания университета здесь располагался монастырь. В этом университете, одном из самых знаменитых в Европе, преподавал Рене Декарт и училась голландская королева Беатрикс.

Поблизости находится огромная пятинефная церковь св. Петра, в ней похоронено много знаменитых людей Лейдена. Рядом красивое здание бывшей тюрьмы, где ныне разместился правовой факультет университета, что вполне логично.

Здание лейденской ратуши по-настоящему впечатляет огромными размерами, за ней крытый мост, который местные жители зовут «наш Риальто».

С холма Бюрхт, который служил оборонительной крепостью, мы полюбовались зимним туманным Лейденом с множеством церквей. Все-таки в Голландии есть холмы. И зимой на них не очень приятно залезать.

Приехав в город днем 30 декабря, мы задержались в Лейдене на ночь и продолжили осмотр утром 31 декабря. Проходя утром мимо мельницы «Сокол», мы были напуганы звуком взрыва. За нашей спиной, буквально в нескольких метрах взорвалась петарда. Все утро, как на поле боя, нас преследовали взрывы, особенно напугавшие Нику.

Гаага.

Днем мы переместились в Гаагу, но взрывы шли за нами по пятам. Здесь сразу чувствуется, что город – административная столица страны. Население города однороднее и консервативнее Амстердама. Компактный центр интересен для прогулки. Главной жемчужиной является музей Маурицхёйс с богатейшей коллекцией живописи. Мы наслаждались Рубенсом и Ван Дейком, Хальсом и Рембрандтом, Рогир ванн дер Вейденом и Хансом Мемлингом, полотна Яна Вермера не раз заставляли возвращаться в один и тот же зал.

Из музея через ворота Гренадеров мы попали в Бинненхоф (Внутренний двор) – исторический центр города. Самой красивой постройкой здесь является огромный Рыцарский зал (1280) похожий на собор и выходящий сразу в два больших внутренних двора. Ежегодно в «День принцессы» в этом зале королева произносит тронную речь, открывая очередную парламентскую сессию. Долгое время в Бинненхофе размещался королевский двор и правительство. И сейчас в замке работают некоторые государственные органы, поэтому, несмотря на наше рвение, внутрь нас не пустили.

С другой стороны Бинненхоф выходит на большое озеро. Отражение дворца в озере, местами покрытом льдом, портят лишь вздымающиеся вдалеке современные небоскребы. Но видимо, такова и была концепция – соединить старую архитектуру с новой – мне не понравилось. Многочисленные чайки вихрем взмывали в воздух и почти полностью загораживали своими крыльями дворец.

Минут через 5 мы дошли до Королевского дворца 16-17 веков, в котором ныне проживает голландская королева. Скучное здание украшает милый дворцовый сад.

Полюбовавшись на церковь Гроте-Керк 15 века, мы отправились ближе к городским окраинам. Здесь расположен Мадюродам – миниатюрный городок под открытым небом. Здесь макеты домов, соборов, дворцов, мостов, а также машин, самолетов, поездов и кораблей выполнены в масштабе 1:25. Этот парк выполнен на деньги родителей юноши по фамилии Мадюродам, погибшего в концлагере в годы Второй мировой войны. Подобными парками мы любовались и в других странах, но Мадюродам имеет свое неповторимое лицо. Во-первых, это копии именно голландской архитектуры, во-вторых все выполнено с невероятным качеством и тщательностью проработки деталей, в-третьих – здесь многие экспонаты можно «запустить». Например, нам очень понравилось зрелище ожившего парка аттракционов и грузовичка, подвозившего детям традиционный голландский сувенир – маленькие фарфоровые башмачки.

Вечером, приехав в отель, мы оставили вещи в номере и отправились на поиск ужина. Пешеходная прогулка заставила вернуться назад – рестораны были закрыты. Около отеля мы сели на троллейбус и оправились назад в исторический центр города. Прогулка по вечернему городу 31 декабря слегка огорчила: все магазины и рестораны были закрыты, зато вокруг продолжали греметь новогодние взрывы.

Все же работающий ресторан был найден, где мы и получили замечательный новогодний ужин. Сытые и довольные, мы вернулись на автобусную остановку, с грустью проводив взглядом только что отошедший троллейбус с нужным нам номером.

Автобусы (судя по расписанию) ходили каждые 15 минут. Мы стояли около входа с казино и наблюдали разную странную разномастную публику, толпившуюся и бродившую вокруг. Время от времени появлялись трамваи и автобусы, увозя многочисленные компании. Наш номер не появлялся… Все больше транспорта пролетало мимо с надписью «в парк». Постепенно белых людей становилось все меньше, обнажая другую сторону Гаагского населения. Теперь мимо проносился городской транспорт, полностью заполненный неграми (простите, афронидерландцами). Одна такая восточная компания (видимо, азиаты) удерживала бедный трамвай минут 10. Двое не давали дверям закрыться, а остальные бежали к трамваю бесконечной вереницей. Казалось уже все прибежали, но вот еще один и еще… Когда наконец все загрузились и расселись, трамвай стоял еще минут 10 как вкопанный, словно жутко обидевшись. Наверное, мечтал изрыгнуть садистов наружу. Все же уехал.

Постепенно из людей на улице остались мы одни и многочисленные таксисты, незаметно сменившие общественный транспорт и предлагавшие свои услуги за 50 евро. Простояв час на остановке, я уже прикидывала – 4 или 5 км нам шагать этой новогодней ночью по обезлюдевшей Гааге к нашему отелю. Все же Гений места сжалился над нами и послал таксиста доставившего нас к отелю всего за 15 евро. Можно сказать – новогодний подарок.

Город погрузился во тьму и замер. Мы уснули и … проснулись в 12.05 под истошную пальбу. Небо озарилось, словно со всех сторон началось извержение многочисленных вулканов. От оглушающего грохота, казалось, дрожали стены. Палили до утра. После этой ночи мы поняли, что в Москве-то оказывается, Новогодней ночью очень тихо. Все познается в сравнении.

В этом путешествии Ника начала вести путевые заметки. 31 декабря тоже произвело на нее сильное впечатление. «Все заведения закрыты. Трамваи и автобусы не ездят по их маршруту и, вообще, не останавливаются. Конечно, нам надо было поужинать, это была проблема. Везде пуляли пулями. Сначала нам было страшновато, но потом мы привыкли. На улице было 2 с половиной человека. Все сидели дома и ждали Новогоднего ужина. Мы долго шагали по улицам, пока не нашли ресторан!».

Утрехт

Утром первого января мы переместились в Утрехт – четвертый по величине город страны. Здесь нам предстал город, словно после бомбежки (видимо, Гаага и прочие города Голландии выглядели аналогично). Асфальта почти не было видно под обертками петард и россыпью гильз, словно гальки на пляже. Красные обертки в несколько слоев, словно запекшаяся кровь в мокром снегу, хлюпали и шуршали. Пошел дождь. Мы обогнули абсиду храма и ужаснулись. Кровавое пятно бумажек у апсиды напоминало местно заклания жертвы. Интересно, что здесь взрывают фейерверки прямо под окнами жилых домов, у стен древних зданий… Ника описала утренний беспредел весьма красочно: «Я заметила, что везде на земле валяются осколки, пули, сигареты от вчерашнего пира».

Ныне кафедральный собор не так велик, как прежде. В 1674 году страшный ураган снес неф собора до основания. Теперь на этом месте площадь. А гигантская кафедральная башня оказалась отдельно стоящей. Здесь ее зовут «колокольней несуществующего собора». Трехэтажная башня была построена в 14 веке, она высится на 112 м, став самой высокой башней в Нидерландах.

Оказавшись единственными живыми существами на центральной площади между собором и башней среди бесконечного ночного мусора, под дождем со снегом, мы в легкой  тоске переводили взгляд с одного уснувшего здания на другое.

Но вдруг на площади появился человек, целенаправленно шагающий к двери, ведущей на колокольню. Он нырнул за дверь и исчез, но вскоре появился с приятелем покурить. Посетить башню очень хотелось, тем более, что путеводитель предательски обещал прекрасный вид на город. Но 465 ступеней к вершине несколько смущали… Все же в башню мы попали. Вернусь к Никиному рассказу: «Около входа в башню мы заметили звонарей. Мы спросили: «Эта башня когда-нибудь открывается?». Они ответили «Да. Вы хотите залезть на эту башню?». Мы подумали и сказали: «Да», и звонари отвели нас в башню. Главный звонарь решил пойти наверх вместе с нами. Мы прошли 100 ступеней и увидели дверку. Звонарь попросил нас зайти. Внутри мы увидели звонарей, которые были при входе. Нас попросили одеть наушники, поскольку мы собирались послушать, как звонят колокола – маленькие и большие. Для этого нам надо было услышать 2 мелодии из 4-х. Мы поднялись немного выше, и зашли в другую дверку, и ужасно удивились!!! Перед нами были настоящие 6 колоколов! И, наконец-то мы дождались. Прямо перед нашим носом звенели настоящие колокола!!! Я одела наушники. А чтобы без них? Как Вы думаете, дорогой слушатель? Тогда бы у Вас (слушатель) лопнули бы барабанные перепонки! Естественно, я решила, что так у меня и будет но, к счастью все обошлось хорошо, и, мы дослушали 1-ую мелодию маленьких колоколов. После этого мы поднялись еще выше за 2-ой мелодией. На этот раз играли большие колокола и, все обошлось хорошо. Пришел главный звонарь и сказал нам, как зовут каждый колокол. Но я скажу вам имя главного колокола, его звали – Мария! Да, да как нашу маму, не удивляйтесь!!! Мы спустились на самый низ, и папа спросил оплату. Главный звонарь покачал головой, не надо было платить!!! Бесплатный подъем!!! И мы, поблагодарив звонарей, ушли. Добрые люди!»

Колокола, действительно произвели на нас сильное впечатление. Тем более, что в отличие от православных собратьев у них раскачивается не язык, а весь колокол. Зрелище летающих и оглушающих своей песней колоколов грандиозно. Ника реально беспокоилась за барабанные перепонки. Даже в наушниках было очень громко. Мы будили город! – хорошо звучит. В голову заползла зловредная мысль, разбудить только-только уснувший Утрехт после ночного загула и стрельбы петардами. Масенькая такая месть за наши тяжелые сутки на поле боя.

На окраине города (без GPS и не нашли бы) стоит уникальный дом Ритвельда в духе Пита Мондриана. Дом архитектора Ритвельда для мисс Шрёдер стал иллюстрацией принципов художественного движения «De Stijl». И снаружи, и внутри дома господствует палитра полотен Мондриана. Это яркие звенящие красный, синий и желтый, в дополнение с белым и черным. Этот дом даже включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Ожившее объемное полотно Мондриана кажется инопланетным существом рядом с типичными утрехтскими домиками.

Маастрихт

Поездка на праздники наложила отпечаток на наш маршрут. Естественно, что 1 января, как и в понедельники музеи не работали. Поэтому наше дальнейшее движение по стране напоминало хаотичное метание из стороны в сторону.

Я долго думала, ехать ли в Маастрихт или присоединить этот весьма удаленный город в будущем к Бельгии или Германии. От Амстердама до него 213 км, от Утрехта немного ближе.

Провинция Лимбург, столицей которой и является Маастрихт, расположена в самой южной части Нидерландов и зажата в тиски Бельгией и Германией. В этой провинции нет ветряных мельниц и тюльпанных полей. Зато мне сразу пришли в голову замечательные художники Северного Возрождения братья Лимбург.

Удивительно, как за последние две зимы европейские пейзажи стали до боли напоминать российские – в смысле снежных покровов. Чем ближе были Бельгия и Германия, тем более толстым снежным одеялом укрывались поля. В Маастрихте местами высились сугробики и морозец кусал за лицо, забирался под пуховик, словно желая схватить своими цепкими руками обнаженное тело. И местами, надо сказать, пробрался паразит… Вообще-то градусов было, наверное, -2-3, но в Голландии мороз почему особенно пробирает, видимо, другая влажность.

Маастрихт – старейший город страны, что чувствуется сразу. В центре города на небольшой возвышенности, словно замершие и прижавшиеся друг к другу, стоят две церкви: базилика св. Сервасия и церковь св. Яна. Последняя, 17 века выделяется высокой 68-метровой колокольней. А вот церковь св. Сервасия пленяет потрясающей высокой романской апсидой конца 12 века и двумя квадратными башнями по бокам, а также Королевским порталом 13 века. От этой церкви трудно оторваться, что и неудивительно – это самая древняя церковь Нидерландов.

Многочисленные старинные дворцы и столь же многочисленные церкви формируют городской пейзаж, например, еще одна романская церковь Богоматери. Недалеко от этой церкви сохранились рампарты – городские укрепления, в которых тоже старейшие в стране сторожевые ворота с потрясающим названием «Врата ада» 13 века. Так и хочется войти, но не всех пускают…

Маастрихт стоит на реке, берега которой соединяют 5 мостов. Пешеходный мост св. Сервасия  - самый старый, был построен в 13 веке.

Хертогенбос

От Маастрихта мы приблизились к Амстердаму и остановились в городке Хертогенбос. Этот город – столица самой большой Голландской провинции Северный Брабант.

Центр города расположен вокруг огромной, вытянутой и даже слегка извивающейся площади Маркт. На нее, как и полагается, выходит ратуша 17 века и другие старые дома. Здесь же стоит и памятник Иерониму Босху. Великий живописец эпохи Возрождения родился в Хертогенбосе и прославил город.

Но самое прекрасное, что есть ныне в городе, находится минутах в 5-ти ходьбы от центральной площади. Это гигантский и величественный собор св. Яна. Готический собор доминирует над всем город и, по нашему семейному мнению, является самым красивым в Голландии. От кружевного стрельчатого декора невозможно оторвать взгляд. Интерьер собор разделен колоннами на 5 нефов (!) – такой грандиозус не часто встретишь. В 17-18 веках собор был протестантской церковью и тогда лишился традиционного декора, но ныне хранит немало сокровищ, среди которых медная купель (15 в), резная кафедра (16 в), статуя Мадонны (13 в), орган (17 в), витражи и т.д.

Арнем и Апельдорн

Из Хертогенбоса мы вновь продолжили метание по стране. Сегодня воскресенье – музеи открыты, но завтра – опять выходной. Заскочив в городок Арнем полюбоваться готической церковью, мы направили наши колеса в Национальный парк Де-Хоге-Велюве. Как значилось в буклете, в чудном парке водятся разные животные, включая оленей и кабанов, по проложенным маршрутам можно перемещаться на бесплатных велосипедах. Да, нидерландцы не могут смириться со снегом: по заснеженному парку, по чистому льду они упорно крутили педали к цели. Есть в этом парке словно случайно попавшая сюда цель. Это музей Кроллер-Мюллеров. Коллекцию начала собирать Елена Кроллер-Мюллер. Теперь здесь хранится самая большая в мире (более 300 работ) коллекция работ Ван Гога. Ну а если мысленно сюда добавить музей Ван Гога в Амстердаме…Кроме Ван Гога здесь представлено множество гениев 20 века (от импрессионистов и далее по периодам). Немало скульптур украшают сад и залы (помимо живописи). В общем, чистейшее ничем не омраченное наслаждение на лоне природы. А какой здесь замечательный буфет: курочка карри, салатики, био-чай (здесь помешаны на био) и опять-таки наш любимый яблочный пирог.

От Арнема мы помчались к городку Апелдорн. Здесь находится Королевский дворец Хет Ло, построенный в 17 веке, служивший официальной резиденцией королевской семьи до 1975 года и за великолепие прозванный «нидерландским Версалем». Помимо прекрасных интерьеров, нас порадовали регулярные сады, украшенные вместо цветов белым снегом.

Девентер и Нейменген

Маленький Девентер был крупным портом в 8 веке, потом вошел в Ганзейский союз и сохранил старинную атмосферу и по сей день. Расцвет города пришелся на период Средних веков и Ренессанса, тогда здесь бывал Эразм Роттердамский, жил Рене Декарт. Прогулка по городу доставила нам большое удовольствие. Среди старых домов выделяется Палата мер и весов, ряд церквей, среди которых огромная Гроте-керк.

Нейменген, стоящий на реке Ваал, как и Маастрихт, - один из древнейших городов страны. На главной городской площади рядом с Палатой мер и весов 17 века соседствует церковь св. Стефана 14 века. Эту часть города с холмом Валкхоф соединяет длинная улица, которая в понедельник превратилась в бесконечный торговый ряд. Собственно не только холм, но весь центр поднят на вытянутую, словно корабль, возвышенность. На холме, кроме вида на город и реку Ваал, нас порадовали руины бывшей резиденции Карла Великого – первого европейского императора. Две руины (церковь и видимо, часть дворца) относятся к 11 веку.

Здесь же рядом с холмом мы зашли пообедать в блинную. Женская часть нашего семейства не очень жаждала блинов, но Стас настоял… и, надо заметить, не зря. Здесь пекли огромные и тонкие домашние блины, устилая их любой начинкой на выбор. Очень вкусно с грибами и овощами, но первое место заняли блины с яблоками, изюмом и корицей, слегка припорошенные (все же, зима) сахарной пудрой. Слюнки текут?

Роттердам

Это второй по величине город Нидерландов, с 1968 года – самый крупный порт в мире. Во время второй мировой войны в результате бомбежки город был почти полностью стерт с лица земли. Новый город вырос абсолютно современным с легкими вкраплениями старых кусочков.

Меня привлек небольшой порт Делфсхавен, раньше он принадлежал Делфту, позже стал районом Роттердама. Вдоль канала с суденышками выстроились старые дома, мельница и церковь. Такие квартальчики среди вздымающихся слегка фантастичных ультросовременных зданий смотрятся музейными экспонатами.

Весь Роттердам даже напоминает город будущего, в котором мы – неандертальцы – никак не могли припарковаться, а когда мы наконец-то погрузились в подземную парковку, потом не могли в нее попасть и уже мысленно попрощались с нашей машиной.

Кубические дома в центре города опять-таки на берегу канала, забитого корабликами, заставили нас постоять несколько минут с отвисшими челюстями. Архитектурный ансамбль этих домов состоит из наклоненных и как бы падающих кубов. Причем в этих с трудом сохраняющих равновесие геометрических фигурах живут люди, что при взгляде с улицы, кажется, просто невозможным. Соседние дома тоже имеют ярко выраженную индивидуальность, например, дом-карандаш с перевернутыми арочками вниз окошками. Поблизости же находится Морской музей под открытым небом: это музей-порт, хранящий 20 судов, которыми мы любовались в освещении вечерних огней.

Но главное сокровище Роттердама, ради которого мы приехали в этот мегаполис – музей Бойманса ван Бёйнингена. Основу коллекции положили два собирателя – юрист Бойманс и промышленник Бёйнинген. Если в других музеях Голландии преобладают полотна живописцев 17 века, то здесь ядром экспозиции являются картины эпохи Возрождения. Здесь хранится Босх и Брейгель со своей знаменитой «Вавилонской башней». Вся история искусств от Ренессанса до наших дней прошла перед взором. Одно перечисление имен художников звучит как музыка: помимо Босха и Брейгеля, братья Ван Эйк, Дюрер, Рембрандт и Хальс, Тициан, Веронезе, Тьеполо, Каналетто, Рубенс, Гварди, Ватто, потом все импрессионисты, постимпрессионисты, символисты, экспрессионисты, сюрреалисты и т.д. Потрясающие полотна Мунка, Кандинского, Дали, Магритта, Миро… Этот музей хочется унести с собой. Кажется, мы были последние, за кем они смогли запереть двери в 18.00.

Делфт

Этот город очаровал меня с первой секунды… Я мечтала о нем с самой Москвы. Хотелось побывать на Делфтской мануфактуре, но еще больше оживить полотна Вермера Делфского. В тихий уютный мир его полотен мне всегда хотелось войти и остаться. Войти получилось…

Мы начали с Делфтского королевского фаянсового завода. Чудесно, что мы оказались здесь единственными посетителями. Кроме прекрасной экспозиции, можно посетить производство. За стеклянными перегородками сидели художники и расписывали белые бисквитные тарелочки черной краской, которая после обжига преобразится в знаменитый синий Делфт.

Курс начинающих художников длится в Делфте 1 год, после такого обучения разрешается наносить простой декор в синем цвете. После обучения 4-5 лет (фактически институт) художники могут выполнять разнообразный сложный декор в синем цвете. После такой долгой учебы художники могут специализироваться в других техниках. Обучение художников-мастеров (которые, например, расписывают большие картины из плит) длится около 10 лет.

В одном из залов музея представлена огромная картина из 480 плиток «ночной дозор» Рембрандта. Два художника работали над ней 2 года. Так же здесь выпускают и работы Яна Вермера, нанесенные на плитки. Хотя мне работы великих художников, выполненные синим цветом на плитках, кажутся китчем.

В здании завода нас со всех сторон обступила белая и расписанная, но еще не обожженная посуда, разные гончарные круги, печки и т.д. Было ощущение посещения святилища, где рождается чудо.

Ныне в Делфте используют 4 техники росписи. Делфтский синий – классический стиль, имитирующий китайский фарфор. Мы купили синюю «вазу тюльпанов», которая стала символом богатства и благополучия, поскольку в 17 веке тюльпан был редким и дорогим цветком. Полихромная техника используется в Делфте с 17 века и подражает Майолике. Этот стиль пришел из Италии и Испании и мне, пожалуй, понравился больше всего, поэтому мы разорились на вазу ручной росписи. Красная, синяя и золотая керамика повторяет японский фарфор Инари и является самой дорогой техникой из-за использования золота и более сложного процесса выпечки изделий. Черная керамика взяла за образцы лаковые изделия из Китая.

Насладившись керамикой, мы направились в путешествие по старому центру, которое начали вдоль канала, ведущего к огромной Аудекерк. Колокольня этой церкви, словно Пизанская башня, наклонилась на 2 м (Стас очень беспокоился, все ли у него в порядке со зрением). Именно в этом соборе и похоронен Ян Вермер Делфтский. Дома вдоль канала около церкви построены в период Ренессанса и удивительно красивы. Здесь скрывается в узкой улочке Герцогский двор – он же монастырь Св. Агаты 14 века. Из внутреннего двора открывается чудный вид на вертикали церквей, даря надежду, что Аудекерк – не единственное городское чудо. Около Аудекерк в старинном доме разместился музей Ламберта ванн Мертена. Дом богатого промышленника и коллекционера Мертена интересен не только интерьерами, но и коллекцией делфского фарфора, начиная с 16 века.

Сердце Делфта – площадь Маркт – одна из самых больших площадей страны. С одной стороны на ее длинный прямоугольник выходит огромная ратуша 17 века, с противоположной стороны площадь завершает Ньивекерк. Ее 109-метровая колокольня кажется достающей до облаков, по сравнению с маленькими, стройно выстроившимися маленькими кукольными домиками по периметру всей площади. Да, домики именно кукольные… Покупая сувенирные голландские домики, я была уверенно, что это стилизованный, почти игрушечный вариант традиционных голландских зданий, именно сувенирный вариант для туристов. Но увидеть эту сувенирную декорацию воочию я не предполагала.

Ньивекерк хранит в своем трехнефном интерьере множество гробниц, среди которых выделяется огромный саркофаг под балдахином Вильгельма Оранского Молчаливого – «отца Голландии», который повел народ на борьбу с испанцами и был убит. Очаровательна мраморная собачка, лежащая у ног принца. Говорят, она умерла от голода после гибели хозяина – есть ли такая преданность в мире людей?!

Учитывая высоту колокольни, я почему-то надеялась на наличие лифта, но увы, как всегда – ступеньки. На мой вопрос: «Что же будем делать?» (я имела в виду, может, не полезем), вечно бодрая Ника весело ответила: «Как что, пойдем пешком!». Собственным детям надо соответствовать. Подъем на своих двоих был бесконечным вращением по спирали винтовой лестницы. Но вид сверху на сказочный Делфт был лучшей наградой за подвиг. Здесь хотелось остаться навсегда и любоваться, любоваться… Маленькие игрушечные домики, Высоченные соборы, разбегающиеся каналы, маленькие человечки на своих велосипедиках… Кстати о последних – мы все время боялись угадить под колеса этих друзей человека. Здесь они особенно активны, машины и пешеходы становятся изгоями в этом царстве велосипедов, несущихся во все стороны, с ездоками, которые одновременно едят, болтают по телефону, перевозят немалые грузы на багажнике…

Уже в темноте мы гуляли по ночному Делфту, мерцающему огоньками фонарей и окон, потом зашли поесть суши, что тоже весьма приятно. Льющийся из окон свет, окрасил площадь Маркт и каналы теплым желтым свечением, теперь город стал еще больше похож на декорации.

Смеркается рано в Голландии,

Но падает свет из окна.

Из Делфта мы направились в аэропорт Амстердама и обратно домой…

Мы задремлем, но нас разбудит

За рекой громыхающий джаз...

Скоро, скоро в Москву прибудет

Из Голландии дилижанс!

А. Галич.