Бельгия

Неделю весенних каникул 2015 года мы решили посвятить осмотру Бельгии. Но каникулы и поездка оказались омрачены печальным событием. К сожалению, Ника серьезно заболела и попала в больницу. Анализы у нее уже стали лучше, но до нашего возвращения из больницы ее не выпустят. Поэтому летим в усеченном составе. Хотели даже не ехать или перенести поездку на май, но билеты невозвратные, и половина отелей уже списала деньги. Поэтому придется выполнить этот добровольно-принудительный маршрут только с Дианой.

Бельгия расположена в самом сердце Европы на пересечении торговых путей, поэтому на протяжении многих веков была полем сражений соседних стран. С весьма воинственными племенами белгов столкнулся в 58 году до н.э. Юлий Цезарь. Покорив эти земли, римляне образовали провинцию Галльская Белгика. В 5 веке власть захватили франки. Здесь правили французские Меровинги и Каролинги, а после раздела империи Карла Великого его внуками, провинция оказалась разделенной на две части по реке Шельда. На территории Лотарингии проживали валха, которые позднее стали называться валлоны и кельты. Вторая половина, доставшаяся Карлу Лысому (первый король Западно-Франкского королевства), включала в себя большую часть Фландрии. 12 – 14 века – расцвет торговли в этом регионе, торговые маршруты прочно соединили эти земли с соседними странами.

Конец 13 – начало 14 веков – время восстаний мастеровых и ремесленников против французской тирании, сложные отношения с французами сохранялись на протяжении всей Столетней войны (между Францией и Англией).

Во время Бургундского правления при Филиппе Добром в 15 веке во Фландрии наступил «золотой век». В 1429 году город Брюгге стал столицей Бургундии. К 1441 году в Бургундии оказалось и Герцогство Люксембург. Единственная наследница Карла Смелого (сын Филиппа Доброго) Мария Бургундская вышла замуж за эрцгерцога Гамбургского Максимилиана Австрийского, сына императора Священной Римской империи. Правление Максимилиана вызвало недовольство и бунты, Максимилиан даже был пленен в Брюгге. Потом он отомстил городу, перенеся столицу в Гент. В это же время начинает расти Антверпен, как ведущий торговый центр.

16 век – это время испанского правления. Притеснения католиками протестантов привели к революции в Нидерландах. Нидерланды оказались разделены религиозным расколом. Республика объединенных провинций Нидерландов объявила о своей независимости от Испании в 1558 году. Придворным художником в Испанских Нидерландах был Рубенс. Испанские Нидерланды владели территорией более или менее совпадающей с современными Бельгией и Люксембургом. Людовик XIV в 17 веке решил предъявить свои права на испанские Нидерланды. Захватив множество городов, Король-солнце направил армию на Брюссель. Австрия и Англия стремились помешать Франции, война за Испанское наследство длилась 14 лет. По договору 1713 года эти земли достались Австрии. Теперь Нидерланды назывались Австрийскими. В 18 веке Брюссель превратился в очаровательный европейский город. Именно в это время основным занятием обездоленных стало плетение кружев. После Брабантской революции 1787-1790-х годов австрийцы были изгнаны из бельгийских провинций, но вскоре их власть была восстановлена. С 1794 по 1830 годы страна подверглась оккупации французов, а потом после поражения Наполеона в битве при Ватерлоо, голландцев. В 1830 году в Брюсселе произошла революция. В 1831 году был коронован король Бельгии Леопольд I (германский принц Леопольд). В 19 веке франкоговорящая Валлония была основным регионом промышленного развития, говорящая на голландском Фландрия оставалась бедным сельскохозяйственным регионом.

Во время первой Мировой войны, несмотря на то что Бельгия провозгласила себя нейтральной страной, здесь разыгрались одни из самых кровопролитных сражений. В 1940 году Бельгия, продолжавшая соблюдать нейтралитет, опять оказалась захвачена немецкими войсками, теперь уже гитлеровскими. Около Антверпена действовал концентрационный лагерь, многие бельгийцы участвовали в движении Сопротивление.

Всю вторую половину 20 века шли споры между голландскоговорящими фламандцами и франкоговорящими валлонами. Брюссель, расположенный на территории Фландрии, стал двуязычным городом, столицей Европы, в нем разместились органы управления Европейского союза. Через 40 минут наш самолет приземлиться в аэропорту Брюсселя, и мы отправимся в центр города.

0 день (день прилета), 06 марта, пятница

В Брюсселе очень популярны апартаменты, отели-апартаменты, собственно отелей не много. Мы сняли квартиру, но от места получения ключа до жилья оказалось около километра пути, что было не очень приятно, учитывая наличие чемоданов. В двухкомнатной квартире и гостиной нас порадовала хорошо оборудованная кухня. Будем питаться дома.

Побросав вещи, отправились полюбоваться вечерним центром города. Прошагав минут пять, наткнулись на маленькую, высотой около 30-см скульптуру писающего мальчика. Он стал символом города, как фонтан Треви в Риме. Первоначально статую установили в 1619 году, потом ее неоднократно похищали, а 1817 году уничтожили. Так что теперь мы лицезрели копию.

Еще через пять минут мы вышли на главную городскую площадь Гран-Плас. Это исторический и торговый центр города. Прямоугольная площадь окружена дворцами 17 века. Начиная с 11 века здесь устраивали ярмарки под открытым небом, ратушу соорудили только в конце 15 века. К сожалению, в конце 17 века французы два дня обстреливали город и разрушили почти все постройки на площади кроме ратуши и фасадов двух зданий гильдий. Здания гильдий восстановили в стиле фламандского ренессанса.

По двум длинным сторонам площади господствуют внушительные здания «Дома короля» и Ратуши. Стройный шпиль ратуши поднимается на 96 метров к небу и виден из многих мест в городе. Во время французского обстрела большая часть здания была разрушена, но шпиль уцелел, хотя именно в него целились артиллеристы. Ратушу перестраивали в 18-19 веках, в неоклассическом и неоготическом стилях. «Дом короля», стоящий напротив ратуши, обязан своим названием испанским монархам, которые в нем останавливались. Это тоже пример неоготики 19 века. Теперь здесь расположен Музей города Брюсселя, в коллекции которого среди прочего представлены 815 самых разнообразных костюмов для Писающего мальчика. Традиция дарить малышу одежду была заложена более 300 лет назад. надо отметить, что традиция странная, учитывая, что малыш писает по-прежнему голышом. Слева к «Дому короля» примыкает ансамбль из пяти зданий «северо-восточный угол», слева стоит аналогичный ансамбль, в центре которого здание «Голубь», в котором жил Виктор Гюго во время изгнания из Франции. Слева к ратуше пристроился еще один блок из пяти дворцов. Такой же ансамбль замыкает одну из узких сторон площади, напротив стоит огромный дворец герцогов Брабантских.

С наступлением темноты подсветились многие витрины, и мы смогли полюбоваться местным знаменитым кружевом. В Брюсселе и в большинстве городов Бельгии есть свой музей кружева, но и обилие соответствующих витрин на улице равноценно музею.

Вечером резко похолодало, появился ледяной ветер, мы помчались к нашей квартирке, чтобы поскорее лечь спать.

01 день 07 марта, суббота

Встали в 5.30 по местному времени, я сготовила пасту с томатным соусом и сыром (продукты взяла из Москвы, опыт подсказывает, что сразу найти магазин никогда не получается). Около 8 утра, перейдя железную дорогу, вышли на площадь с церковью Нотр-Дам-де-ля-Шапель. Часовня была здесь построена еще в 12 веке, к началу 13 века она получила статус приходской. Большая часть романской церкви была уничтожена пожаром начала 15 века. В 15 веке ее начали восстанавливать уже в стиле брабантской готики. Барочная колокольня появилась в 18 веке (опять же после французских обстрелов). В церкви похоронен Питер Брейгель, живший неподалеку.

Длинная трапециевидная площадь Плас-дю-Гран-Саблон играет роль мостика между Верхним и Нижним городом. Деление города на две части соответствует рельефу местности. Гран-Плас является центром Нижнего города, который лежит в пойме реки Сенна, ныне протекающей по трубам под землей. Площадь Плас-дю-Гран-Саблон окружают особняки конца 19 века с многочисленными кафешками, ресторанчиками и антикварными магазинами. Над площадью высится чудесная готическая церковь Нотр-Дам-дю-Саблон, хранящая самый красивый храмовый интерьер в городе. Видимо, основные части церкви были построены в 15-16 веках, кафедра проповедника относится уже к 17 веку. Сверкающие всеми красками 11 витражей, пронизанные лучами солнца озаряют церковь многоцветными отражениями. С другой стороны церкви расположена площадь Плас-дю-Пти Саблон – это симпатичный маленький регулярный парк 1890 года. Его окружает ограда, украшенная 48 бронзовыми статуэтками в стиле ар-нуво. Каждая фигурка символизирует какую-нибудь средневековую гильдию. Фонтан украшен статуями графов Эгмонта и Горна, которые выступали против введения в стране испанской инквизиции, за что и были обезглавлены в 1568 году. По бокам стоят 12 статуй выдающихся личностей 15-16 веков.

От парка открывается вид на огромный Дворец юстиции второй половины 19 века, тогда он считался одним из самых величественных зданий в мире.

В противоположную сторону от церкви и парка находится площадь Плас-Рояль, на которую выходит Королевский дворец (Пале-Рояль) 19 века, это официальная резиденция бельгийского монарха. В начале 20 века дворец соединили с неоклассическим зданием 18 века, в котором размещается музей BELvue, иллюстрирующий историю бельгийской монархии.

Одно из самых чудесных зданий в этом районе принадлежит музею музыкальных инструментов. Особняк называется «Старая Англия», поскольку был спроектирован в 1899 году для английского магазина. Архитектор Сентенуа дал волю своей буйной фантазии. Фасад здания выполнен из стекла и изысканных кованных перемычек, на крыше сделан купол с бельведером и кованной башенкой. Между 10 этажами здания по ажурной шахте ходит старинный лифт. В 2000 году здесь открылся Музей музыкальных инструментов, коллекция которого начала формироваться еще в 19 веке, когда государство приобрело 80 старинных и экзотических инструментов. Потом прибавилось еще 97 индийских инструментов от короля Леопольда II, к 1924 году коллекция насчитывала 3300 предметов и была признана лучшей в мире. Сейчас здесь скопилось 6000 экспонатов от средневековых до современных. Самое чудесное – в музее выдают наушники, в которых можно послушать как звучат многие инструменты. Несомненно, это и сейчас один из лучших музеев такого типа в мире.

На Королевскую площадь и к Музею музыкальных инструментов выходят фасады огромного ансамбля Королевского музея изящных искусств. Этот «музейный городок» объединяет Музей старого искусства 15-18 веков, Музей современного искусства, коллекцию живописи рубежа 19-20 веков и Музей Рене Магритта. Кроме того, нам повезло посетить огромную временную ретроспективную выставку Марка Шагала.  Рене Магритт – один из самых известных сюрреалистов и один из самых знаменитых бельгийских художников, на трех этажах его музея выставлено множество работ, вышедших из-под его кисти (в коллекции 200 полотен).

Музей старого искусства открылся еще в 19 веке, он владеет лучшей в мире коллекцией фламандского искусства. Большое неоклассическое здание музея было построено в 19 веке, огромный главный зал освещается сверху через стеклянную крышу, коллекция расположена в колоннаде и прилегающих залах.

Восхитительные полотна Босха, Брейгеля, Гуго ван дер Гуса, Кранаха, Иорданса, Рембрандта, Хальса, Рубенса (его очень много) доставили нам море удовольствия.

Огромный собор Святых Михаила и Гудулы считается главной церковью Бельгии, статус кафедрального собора он получил только в 1962 году. Этот шедевр брабантской готики построен из известняка, добываемого в местных карьерах. Собор начали строить в 13 веке и продолжали еще три века до начала 16-го. Архангел Михаил считается покровителем города, Гудула была благочестивой женщиной 8 века. Здесь сохранились витражи 16 века и великолепная барочная кафедра конца 17 века.

Наконец, мы начали приближаться к Гран-Плас, чтобы полюбоваться ею при солнечном дневном освящении. Галереи Сент-Юбер, открытые самим королем Людовиком I в 1847 году, стали первым большим торговым пассажем в Европе. Неоренессансные галереи с магазинами и кафе перекрыты высокой сводчатой стеклянной крышей, вспоминаются наши торговые ряды (ГУМ). Здесь читали лекции Виктор Гюго и Александр Дюма.

Длинное тело галереи перерезает знаменитая улица Мясников (Рю-де-Бушер). Ее название напоминает о средневековой истории, когда здесь торговали мясом. Теперь эта пешеходная зона стала «брюхом Брюсселя» из-за изобилия кафе и ресторанов. В примыкающем к улице тупичке сидит новая версия Писающего мальчика – Писающая девочка. По галерее Сент-Юбер мы вышли на Гран-Плас, полюбовались дворцами и мимо «Дома короля» прошли к церкви святого Николая 12 века, после церковь неоднократно перестраивалась. К церкви выходит один из фасадов внушительного здания Биржи второй половины 19 века. Огромное здание построено под влиянием архитектуры Палладио.

Недалеко, каждая на своей площади, стоят еще две интересные церкви. Церковь св. Екатерины начала строиться в 15 веке, позже перестраивалась, сохранила барочную колокольню 18 века. С ее апсидой соседствует Черная башня 12 века, оставшаяся от городских стен. Барочная церковь Иоанна Крестителя в монастыре бегинок 17 века имеет очень нарядный фасад брабантского барокко. Интерьер украшен херувимчиками, прочими фигурами и орнаментами, привлекает внимание резная кафедра 18 века. Орден монахинь-бегинок был основан еще в 13 веке и насчитывал тогда в этой общине до 1200 монашек. Они занимались богоугодными делами, имели свою больницу, прачечную и ветряную мельницу. Считается, что орден основали вдовы рыцарей-крестоносцев.

Последней достопримечательностью этого насыщенного дня стало место рождения Брюсселя – Аль Сен-Жери. Сначала здесь была церковь, потом крепость, в 19 веке на этом месте построили мясной рынок, который теперь используется как культурный центр.

Купив по дороге кучу продуктов, мы приготовили роскошный ужин – цены в ресторанах и кафе вызывают ужас. Салат с рукколой, помидорами, кешью и сыром, а также тушеное мясо с баклажанами, перцем, луком и чесноком – прекрасное завершение активного дня.

02 день, 8 марта, воскресенье

Утром мы проехались на Брюссельском метро, поразила грязь, очень много мусора, его много и на улицах, в городе явная проблема с уборкой. Но в метро совсем страшно, некоторые станции оказались руинированными. Бетонные стены, не работающие эскалаторы, строительные площадки, станции выглядят так, словно их начали строить и не закончили. Удивительно, как сюда пускают людей. Надо отметить, что квартира, которую мы снимаем имеет аналогичный «дизайн», потолок и столбы оставлены бетонными, теперь экономию на ремонте выдают за дизайн, а бомжей на улице за «поп-арт».

Приехали в район многочисленных зданий Евросоюза – это так называемый «Европейский квартал». Воскресенье утром, людей нет, со всех сторон поднимаются стеклянные многоэтажные постройки. Наиболее примечательно треугольное или даже Х-образное и изогнутое здание Европейской комиссии (Berlaymont).

К «еврокварталу» примыкает зеленый сквер-площадь Амбиорикс, который украшает уникальный дом Сен-Сир, вероятно, это самое необычное здание в стиле ар-нуво в городе, оно было построено в 1903 году архитектором Густавом Стровеном. Узенький четырехэтажный дом поднят на основание с лестницей, весь фасад занимают огромные окна с изящными изогнутыми рамами и кованными решетками, четвертый этаж украшает круглое окно, над которым на крыше сделана тоже кованная стройная башенка.

От площади мы пришагали к огромному парку Пятидесятилетия. Этот парк и дворец Пятидесятилетия считаются самым красивым проектом Леопольда II, они были сооружена для празднования юбилея обретения Бельгией независимости, пятидесятилетие отмечали в 1880 году. Парк разбит на месте, которое раньше использовали для военных маневров. В углу при входе стоит здание местной мечети. Два огромных дворца соединены в единое целое внушительной трех-пролетной триумфальной аркой, украшенной скульптурой квадриги «Брабант, поднимающий национальный флаг». Сначала большие залы использовали для торговых ярмарок, теперь здесь несколько музеев. В левом крыле разместился Королевский музей армии и военной истории, в правом – выставка «Мир автомобилей» (здесь одна из лучших коллекцией автомобилей в мире, около 300-х экземпляров) и Королевский музей искусства и истории. Вот на очень быструю пробежку по нему мы потратили 2,5 часа. Музей занимает эти помещения с начала 20 века, но история его коллекции начинается в 15 веке. Здесь представлены все древние цивилизации, начиная с Египта, Месопотамии, заканчивая Грецией и Римом, есть отделы искусства ислама, Византии и доколумбовых цивилизаций Америки. Много средневековых резных алтарей. Большая часть экспозиции посвящена искусству Китая, Индии и Тибета, Юго-Восточной Азии. Так же собрана коллекция декоративно-прикладного искусства (изделия из серебра, фарфора, стекла, гобелены и кружева, мебель, даже санки). По сути здесь соединилось несколько великолепных музеев.

Недалеко расположен парк Леопольда с институтом естественных наук. К парку примыкает комплекс из трех зданий Европейского парламента. Комплекс был сооружен в 1997 году. Центральную часть увенчивает цилиндрический стеклянный свод-купол, под ним зал на 700 человек. Критики постройки говорят, что она напоминает кусок сыра, кроме того при расширении комплекса была утрачена часть старого квартала. Прямо у стен Европарламента живописно расположились бомжи, словно нищие, сошедшие с полотен 17 века.

Здесь нам повезло найти стоянку такси (так на улице его не поймаешь) и достаточно быстро добраться до района Сен-Жиль. Центральный Брюссель окружает кольцевая автодорога (раньше здесь проходили средневековые крепостные стены), за ней находятся девятнадцать коммун, составляющих Большой Брюссель. В соседствующих районах Сен-Жиль и Иксель сохранилась архитектура эпохи модерна. Южные пригороды города быстро разрастались в конце 19 века, богатые предприниматели заказывали городские особняки. Начиная с 1895 года стиль модерн вошел в моду как самый фешенебельный. Первый особняк в таком стиле возвел себе архитектор Виктор Орта.

Только в один особняк ар-нуво можно попасть и полюбоваться интерьерами. Это и есть особняк Орты, который работает всего 3,5 часа в день, с 14 до 17.30, причем пускают одновременно не более 45 человек. Архитектор Виктор Орта -  самый известный бельгийский архитектор и один из самых знаменитых зодчих модерна. Уникальный талант Орты особенно раскрывается при оформлении интерьеров, поэтому чудесно, что можно посетить этот дом, грустно, что нельзя остальные. Семейный дом Орты с мастерской хорошо отреставрирован (многие здания ар-нуво находятся в плачевном состоянии). По сути Орте принадлежат два соединенных дома, поэтому это вполне полноценный четырехэтажный особняк. Среди привычных мотивов архитектуры ар-нуво доминируют элементы характерные только для стиля Орты. Это активное использование тонкого и изящного кованного железа, стекла и кривых линий, при сохранении максимальной функциональности. К функциональности он относился с рациональностью архитекторов конструктивизма. Как всегда, в архитектуре модерна, все мельчайшие детали сделаны по рисункам архитектора, например, рисунок ковра и фурнитура мебели. От дверных ручек невозможно оторвать взгляд. Самая восхитительная часть дома – лестница, соединяющая четыре этажа, в верхней части перекрытая стеклянной витражной крышей. Зеленый кованный металл напоминает зеленые лианы и придает зданию удивительную легкость, ощущение которой усиливается от сочетания с огромными окнами, из которых льется дневной свет.

После дома-музея Орты мы посвятили два часа «туру ар-нуво». Так называют пешеходный маршрут по самым красивым особнякам ар-нуво. Рестораны в воскресенье закрыты, поесть можно лишь выпечку, кроме того цены очень высокие. Поэтому, наткнувшись на работающий магазин, мы купили готовые салаты и яблочные пироги, кои и слопали прямо на улице.

Среди прекрасных зданий можно выделить 6 особняков. Особняк Аннона был построен для инженера и фотографа Аннона архитектором Жюлем Брюнфо, на улице Defacqz стоит сразу два чудо-здания. Дом №41 был построен в 1894 году архитектором Полем Анкаром, здесь уже чувствуется приближение стиля ар-нуво, дом №48 (особняк Чамберлани) был построен этим же архитектором для художника символиста Чамберланина на три года позже. Это уже очевидный модерн с кованными металлическими украшениями и большими круглыми окнами. На улице Faider 83 стоит дом 1906 года, спроектированный чертежником из мастерской Орты. Недалеко расположены еще два особняка, возведенных Ортой: особняк Тасселя и особняк Сольве (построен для промышленного магната Эрнеста Сольве). Хочется плакать от понимания того, что прекрасные фасады скрывают божественные интерьеры.

Недалеко от особняка Сольве расположен небольшой район Quartier de Etangs с многочисленными домами в стиле ар-нуво, многие из которых построены архитектором Эрнстом Блеро. От некоторых зданий просто не хочется уходить, в первую очередь выделяются оформления дверей и окон кованными элементами и поверхности фасада фресками. Ну почему люди не продолжают строить дома в этом стиле? Конечно, дорого, но так красиво…

Здесь нам опять повезло найти станцию такси и очень быстро вернуться к нашей квартире. Вечером оказалась открыта готическая церковь 15 века Нотр-Дам де ля Шапель, в которой похоронен Брейгель. До церкви от нас 5 минут, насладились красивым пением на вечерней службе и нашли еще одну барочную церковь 17 века. Рядом с ней построено современное здание, повторяющее силуэт церкви – забавное сочетание.

В квартире поужинали вчера приготовленной едой – квартира с хорошей кухней – очень удобно.

03 день, 9 марта, понедельник

Сегодня все музеи закрыты, поэтому досматриваем в Большом Брюсселе только то, что доступно в этот день недели. На 7.30 утра заказали машину. Выехали в 8.45.

На границе центра города и Большого Брюсселя стоят ворота Порт-де-Аль – то, что осталось от внушительных стен, окружавших город в 14 веке. Огромный бастион, выглядящий как самостоятельный небольшой замок, дает представление о колоссальном размере стен, снесенных в 18 веке. Теперь по их месту проходит кольцевая дорога. Ворота уцелели, потому что использовались в качестве тюрьмы.

В районе Андерлехт (Большой Брюссель) сохранился очаровательный центр. На главной площади сосредоточены все значимые постройки. Главной достопримечательностью этого района, несомненно, является дом-музей Эразма Роттердамского – великого голландского мыслителя и гуманиста 15-16 веков, автора прославленной «Похвалы глупости». Эразм Роттердамский сыграл важнейшую роль в распространении в Северной Европе идей Возрождения, способствовал появлению протестантизма.

В центре площади стоит готическая церковь Св. Петра и Св. Гвидона, последний считается местным святым и был похоронен здесь в 11 веке. Около церкви находится, сооруженный в 14 веке, женский монастырь ордена бегинок. Бегинаж – маленький, дал приют восьми бегинкам.

Короля Леопольда II манили грандиозные архитектурные сооружения, в этом мы убедились вчера, познакомившись с парком Пятидесятилетия. В начале 20 века у него появилось страстное желание соорудить церковь, в которой бы поместилось все население Брюсселя. В 1904 году он заказал строительство Национальной базилики Святого Сердца. Завершили строительство лишь к 1970 году. Собор, построенный в стиле ар-деко, имеет столь колоссальные размеры, что даже сейчас, кажется, что сюда можно вместить все население мегаполиса. Большой зеленый купол из меди над пересечением центрального нефа и трансепта поднимается на высоту 90 м. Церковь посвящена всем бельгийцам, погибшим в двух мировых войнах 20 века. Стиль ар-деко, родившийся из сочетания ар-нуво и кубизма, очень гармонично воплотился в этом гиганте.

Еще одно необычное сооружение в городе –Атомиум, сооруженный для Всемирной выставки ЭКСПО-58. Это модель атома железа, увеличенная в 165 миллиардов раз. Архитектор хотел отразить достижения науки и воспеть металлургическую промышленность Бельгии.  Модель атома имеет девять сфер, сделанных из стали и алюминия, каждая диаметром 18 м. Между собой сферы соединены эскалаторами. Пять сфер открыты для посещения. Лифт вознес нас в самую верхнюю сферу, поднятую над землей на высоту 100 м. Из сферы во все стороны открывается вид на городскую застройку и зеленые парки Брюсселя, в том числе на королевскую резиденцию Лакен. Так же у подножия атома лежит Брюпарк, самой известной частью которого являются аквапарк и «Мини-Европа». Первый поразил меня открытыми горками при таком климате, второй повторяет все аналогичные парки. Здесь собрано более 300 моделей разных зданий Европы в масштабе 1:25.

Между остальными сферами мы перемещались на лифтах или по лестницам. Внутри сферы и переходы между ними напомнили космический корабль.

Королевская резиденция Лакен с Королевским дворцом закрыта для посещения. Но все же на краю парка можно посетить оранжереи, Китайский павильон и Японскую башню. Последняя – это японская пагода, декорированная в японском стиле и ар-нуво одновременно. Китайский павильон чрезвычайно богато декорирован позолоченной резьбой.

Пол часа езды на машине, и мы прибыли в небольшой фламандский городок Лёвен. Все его достопримечательности вполне компактно скопились в центре. Несмотря на то, что мы совсем немного удалились от столицы, здесь говорят только по-голландски. Город знаменит лучшим в Бельгии католическим университетом, основанным еще в 15 веке, к 16 веку университет уже стал одним из самых престижных в Европе. Здесь учился Эразм Роттердамский, он же содействовал открытию «Коллегии трех языков» в Лёвене. Сегодня университет занимает множество старых дворцов, здесь обучается примерно 35 тысяч студентов, поэтому на улицах очень много молодежи, их лица кажутся очень интеллигентными, ребята ведут себя очень вежливо, даже вечером в кафе не видно никакой пьяной вакханалии, чувствуется элитарность вуза. В отличии от столицы на улицах нет груд мусора, городок – чистый. Франкоговорящую часть университета «изгнали» в городок на территории Валлонии. Здесь в кафе даже нет меню на французском. 20 км от Брюсселя, и мы попали в чисто голландский мир.

Весь центр города покрыт булыжной мостовой и сделан пешеходной зоной. Со всех сторон несутся велосипеды, как в традиционном голландском городке. По центру ездят автобусы, странно сочетаясь со старинной архитектурой. На Гроте-Маркт выходят собор св. Петра и Ратуша. Огромный собор строился два века, начиная с 20-х годов 15 века. К сожалению, после сооружения башен-близнецов на фасаде оказалось, что фундамент недостаточно прочный и начал проседать, поэтому башни так и оставили в слегка усеченной виде. Просторный центральный неф трехнефного собора пересекает каменная перегородка 1499 года, справа стоит деревянная резная кафедра. В апсидной части с капеллами расположен Музей религиозного искусства, в коллекции которого есть два триптиха Дирка Боутса и копия триптиха Рогира ван дер Вейдена.

Самое невероятное здание Лёвена – это ратуша. Ее построили в середине 15 века, чтобы продемонстрировать успешность и богатство местных купцов. Город знаменит не только университетом, но и, как важнейший центр торговли, суконными тканями. Успешность и богатство купцы продемонстрировали на 200%. Над тремя этажами стройного здания поднимается крутая крыша с тоненькими башенками. Самое поражающее – это декор ратуши. Все ее поверхности покрыты резьбой по камню, в 300 нишах стоят многочисленные статуи. Несколько перенасыщено, но взгляд не оторвешь, как от слишком калорийного, но очень вкусного торта. С ратушей и собором соседствует готическое здание Дворца Правосудия и ансамбль других стройных дворцов. К апсиде собора св. Петра примыкает треугольная маленькая площадь с многочисленными магазинами и забавным фонтаном «Источник мудрости».

Чуть дальше находится музей Лёвена. К белому дворцу 17-18 веков пристроили множество современных зданий, в которых разместилась большая коллекция искусства, начиная со Средних веков и до начала 20 века. Здесь есть скульптура, резные алтари, живопись, мебель, серебро, посуда и т.д.

Около Университета вытянулась длинная площадь Ауде-Маркт, окруженная как театральная декорация многочисленными дворцами 18 века. На первых этажах разместились кафе и рестораны, в которых сидят группки студентов.

Разместившись в отеле, мы вновь пошагали в центр. Поели суши на Ауде-Маркте, дождались темноты и оценили город при ночном освещении с подсветкой. Как днем, так и ночью весь городской центр похож на сказочную декорацию.

04 день, 10 марта, вторник

Рано утром мы досмотрели окраины Лёвена. На берегу реки Дейле стоит Большой бегинаж – один из самых крупных монастырей бегинок в Бельгии, в нем проживало несколько сотен бегинок. 72 очаровательных домика из красного кирпича с мостиками через реку и мощеными крупными булыжниками улочками выглядят как самостоятельный маленький городок. В 1961 году университет купил всю территорию, перестроил домики, и теперь здесь живут студенты, добирающиеся к месту учебы на велосипедах

Лёвен произвел на нас очень приятное впечатление. Это чудный по красоте старинный город с огромным университетом, где для учебы созданы прекрасные условия. При этом близко к городу построены современные не очень высокие жилые кварталы, которые не видно из центра. Хорошая инфраструктура, все в пешей и велосипедной доступности, не далеко до столицы. В таком городе хочется жить и учиться.

Из Лёвена мы отправились в сторону Антверпена и, не доезжая его на 25 км заехали в еще один чудесный город Мехелен (в Левене было 85 тысяч жителей, правда еще 35 тысяч студентов, в Мехелене проживает 75 тысяч человек). Старинный город, как и Лёвен стоит на реке Дейле и очень живописен. На широкую просторную Гроте-Маркт выходят многочисленные дома гильдий, красивее всех домов здесь ратуша, строить которую начали в 1530 году, а закончили только в 1911-м. Рядом с Гроте-Маркт стоит главный городской собор св. Ромбаута, он строился три столетия, в нем находится резиденция католического архиепископа. Собор потряс нас своими размерами, особенно невероятной кажется главная башня над входом. Словно ее начали строить великаны, а потом решив, что земля не выдержит такой тяжести, так и не достроили верхушку. Богатство города сформировалось за счет ткачества гобеленов и торговле тканями. Здесь и сейчас работают Королевские гобеленовые мануфактуры.

Около города сохранились казармы 18 века, в 1942-1944 годах из них вывезли 25 тысяч евреев в фашистский лагерь Освенцим в Польше. Этим трагическим событиям посвящен Музей депортации евреев.

Еще полчаса езды и мы приехали к Королевскому музею изящных искусств в Антверпене. К нашему прискорбию, он оказался на реконструкции. От него доехали до музея Майера ван ден Берга. Майер ван ден Берг (1858-1891) был наследником богатой купеческой семьи, но не продолжил дела отца, а занялся коллекционированием. Он умер молодым в возрасте 33 лет, а его мать создала этот музей. Кроме гобеленов, мебели, посуды, средневековой скульптуры, здесь большая коллекция живописи, причем немало полотен известных художников, например, целый зал Яна и Питера Брейгелей.

Дальше осматривать центр Антверпена мы отправились пешком. Город раскинулся на берегу Шельды и, как и раньше остается торговым центром Северной Европы. Окраины расползлись во все стороны, поэтому протяженность от центра до окраин 7 км. Город сильно пострадал в обеих мировых войнах, поэтому здания эпохи средневековья соседствуют с современными. Буквально в пяти минутах ходьбы от дома Майера находится дом Питера Пауэла Рубенса. Последние 29 лет своей жизни с 1611 по 1640-й Рубенс жил и работал здесь. Город выкупил дом перед началом Второй мировой войны, но здание было почти разрушено. Нынешний музей – результат очень тщательной реставрации. Дом разделен на две части: старую фламандскую и более позднюю ране-барочную. В старой части выделяется обеденная зала с натюрмортами Снейдерса, узкая спальня с красной кроватью. Семья Рубенса проживала во фламандской части дома с маленькими комнатками и узкими проходами. Все стены (как и в доме Майера) обшиты панелями, обтянутыми кожей (очень похоже на кованные бронзовые пластины). К фламандской части примыкает помещение художественной галереи, полукруглая стена напоминает апсиду, а купол над ней навевает воспоминание о Пантеоне. Здесь художник принимал друзей и заказчиков, демонстрировал свои картины и работы других художников.

Трех-пролетная арка соединяет старую часть дома с барочной пристройкой, в которой разместилась большая мастерская. Считается, что здесь Рубенс написал около 2500 тысяч работ. Надо учитывать, что часто идеи Рубенса воплощала в жизнь команда работавших на него художников. Арку, соединяющую здания, Рубенс придумал сам. С этой стороны к дому примыкает сад с павильоном.

Еще минут семь пути, и мы у церкви Св. Якоба 15-17 веков, в которой похоронен Рубенс, есть даже семейная капелла Рубенсов. От церкви мы направились в самый центр города. Большая площадь Groenplaats (Зеленая площадь) изобилует кафе и барами, в центре стоит памятник Рубенсу. От него открывается неплохой вид на собор Богоматери.

Кафедральный собор Богоматери опять потряс нас своими размерами, это самый большой готический собор в Бельгии, он занимает площадь 1 га. Строительство началось в 1352 году и спустя два столетия одну из двух башен так и не доделали. Достроенная башня собора поднимается на 123 метра, в интерьере огромного пятинефного собора множество произведения искусства, в том числе триптихи и полотна Рубенса.

От собора мы вышли на главную площадь Гроте-Маркт. Одну из сторон площади занимает огромное здание ратуши 16 века, по соседству выстроились в ряд стройные зданий гильдий. Выделяется (самое высокое) здание гильдии лучников.

В центре площади установлен фонтан Брабо в честь римского солдата, победившего великана Антигона. От ратуши открывается вид на фонтан, собор и разные домики на площади. Церковь Св. Павла – еще одна готическая церковь в городе, построена в 16 веке, достраивалась в 17 веке (например, барочные ворота), кроме того, в ней тоже имеется коллекция живописи, включая Рубенса.

Несколько ближе к реке стоит огромный дом Мясников. По размеру это гигантский дворец. Лучники и мясники явно были очень богаты. Мясной рынок был на этом месте еще в середине 13 века, но здание спроектировали и построили в начале 16 века. Стройные башни поднимаются над фасадами. Дом Мясников виден и от реки, от замка Стен, который был построен на берегу Шельды для зашиты города и надзором за судоходством. Замок здесь был еще в 10 веке, но нынешние строения относятся к 13-16 векам. До 1823 года замок использовали как тюрьму, в конце 19 века реставрировали. По легенде, именно здесь жил великан Антигон, требовавший большую плату за проход судов в гавань, он отрубал руку каждому капитану, который отказывался платить. Римский солдат Брабо смог убить великана и бросить его отрубленную руку в Шельду. От замка открывается милый вид на полноводную реку. У входа в замок установлена бронзовая скульптура Ланге Ваппера, местного безобразника.

Вид на Шельду сразу напомнил прекрасную легенду о сыне Парсифаля Лоэнгрине и его любви к Эльзе Брабантской. Мне казалось, что еще немного и из-за поворота появиться его ладья в виде лебедя, а на берег выйдет Эльза, чтобы печальным взглядом навсегда проститься с любимым. Лоэнгрин, как и его отец, был рыцарем Грааля, он спас Эльзу и стал ее мужем, он должен был держать свое имя в тайне, а Эльза обещала не спрашивать его о имени. Нарушив данное слово, она потеряла Лоэнгрина. «И пока не скрылась ладья за поворотом, пока еще могли они видеть друг друга, в невыразимой печали смотрела Эльза на Лоэнгрина и смотрел Лоэнгрин на Эльзу».

Чуть дальше от центра находится уникальный музейный комплекс издательства и типографии Плантен-Моретус. Он находится в здании 16 века, которое принадлежало печатнику Кристоферу Плантену, поселившемуся в нем в 1576 году. В 15-16 веках Антверпен был главным центром книгопечатания, а Плантен – самым преуспевающим печатником. Потом типография перешла к его зятю Яну Моретусу. В прекрасной коллекции очень много ценных книг, в том числе Библия Гутенберга, первая книга, которая была напечатана с помощью наборного шрифта. Эта техника и была изобретена Иоганном Гутенбергом в 1455 году. Также целый зал занимают старинные печатные прессы. Интересно, что во всех старых домах 16 века стены облицованы плитами, покрытыми тонким слоем декорированной кожи.

Центральный вокзал Антверпена – величественное огромное здание, построенное в неоклассическом стиле в конце 19 – начале 20 веков. Высокие своды, широкие лестницы, колонны, изобилие мрамора и позолоты делают этот вокзал настоящим дворцом. Зал с поездами перекрыт огромным стеклянным куполом – чудо инженерной мысли, поезда отправляются в путь и пребывают с трех уровней-этажей – выглядит фантастически.

К вокзалу примыкает зоопарк, раньше несколько особняков занимал музей бриллиантов, но теперь он переехал. Магазины бриллиантов вокруг вокзала сохранились – Антверпен самый крупный в Европе центр торговли бриллиантами и алмазами.

Наш отель оказался расположен в «Девичьем доме». Это была больница для сирот и девочек-подкидышей, построенная в 16 и 17 веках. Больница работала до конца 19 века. Теперь часть помещений занимает музей, часть отель, есть и симпатичная небольшая церковь.

05 день, 11 марта, среда

Утром мы отправились на юг Антверпена, фактически в пригороды, в район Зуренборг. Здесь одни из самых дорогих и роскошных особняков Европы, построенные в разных стилях для богатых купцов Антверпена. Дома строились в конце 19 – начале 20 века в готическом, византийском, барочном, неоклассическом стилях, то есть во всех вариантах эклектики, есть здания и в стиле ар-нуво или с элементами модерна. Прогулка по району из нескольких улиц доставила большое удовольствие, но подзаморозила. Утром было около 5 градусов тепла.

Еще одно интересное место на окраине города – замок Стерксхоф, замок носит фамилию банкира Стерка, советника императора Карла V. Это строение из красного кирпича с многочисленными башенками и внутренними двориками, рвом и большим парком. Теперь здесь разместился музей серебра.

От Антверпена мы направились в Гент, через час пути (около 65 км) подъехали к музею изящных искусств, который удален от центра города. В большом неоклассическом здании представлено искусство от Средневековья до начала 20 века. Здесь хранится знаменитое «Несение креста» Иеронима Босха, «Крестьянская свадьба» и некоторые другие полотна Брейгеля, есть работы Рубенса, Йорданса, Ван Дейка, Коро, Миле, Домье, Курбе и барбизонцев, представителя модерна Джеймса Энсора. Ближе к центру расположен Малый бегинаж, этот монастырь самый красивый из трех бегинажей в Генте. Он был основан еще в 1235 году, большинство стоящих в парке домов со ступенчатыми фронтонами было построено в 17 веке. Сейчас бегинок здесь нет, но дома обитаемы. Очень приятное тихое место.

Наш отельчик «Ибис» оказался очень удачно расположен у Кафедрального собора, поэтому, поставив машину на парковку, мы отправились в пеший маршрут по городу. Гент был заложен в 9 веке Болдуином по прозвищу Железная Рука, он построил замок для защиты двух аббатств от набегов викингов. Центр города застраивался в 13-14 веках, когда в городе процветала торговля сукном. В 16-17 веках Гент продолжал богатеть. Упадок наступил с середины 17 века, тогда голландцы соорудили в устье Шельды около Антверпена плотину, перекрыв некоторые каналы. Но успех 19 века, связанный с хлопковой пряжей, дал городу новую жизнь. Промышленное производство 19 века привело к тому, что многие здания были покрыты слоем сажи и грязи. С 80-х годов 20 века в городе активно занимались реставрацией.

Кафедральный собор св. Бавона, святого покровителя Гента с 7 века, начали строить в 13 веке. Строили долго, поэтому здесь можно выделить разные готические периоды. Алтарь был создан в 13-14 веках. Личность святого Бавона вызывает несомненный интерес: в молодости он вел распутную жизнь, отличался буйным, необузданным нравом, даже продавал своих слуг в рабство. Но потом стал первым миссионером во Фландрии и Франции, позже – отшельником. К сожалению, огромный собор обозрим только с апсиды и с боку, главный фасад с большой башней были закрыты на реставрацию. Чрезвычайно гармонично сочетание камня и красного кирпича в декорации интерьера огромного собора, стройные стрельчатые формы, нервюры, витражи, скульптуры прекрасно дополняют друг друга. В соборе хранится шедевр фламандской живописи, прославленный полиптих «Поклонение агнцу» кисти Яна ван Эйка. Вместе с братом Хубертом он считается изобретателем масляной живописи. Алтарь из 12 панелей был закончен в 1432 году. Счастье, что «Гентский алтарь» Яна ван Эйка уцелел при протестантских погромах церквей, в 1822 году его спасли от пожара. Правда, в 1934 году украли нижнюю левую панель, теперь на этом месте копия.

У апсиды собора поставлен памятник братьям ван Эйкам, они восседают на троне на фоне готической архитектуры и смотрят на неоготическое здание на берегу Шельды. Своим фасадом собор святого Бавона выходит на площадь и обращен к еще одной городской вертикале – знаменитой башне Белфорт. Эта сторожевая башня имеет высоту 91 м, на самом верху шпиля сидит золотой дракон (копия старого). Башню построили в 1380 году, потом реставрировали в 19 и 20 веках. На башне 54 колокола и на высоту 65 м можно подняться. Приготовившись подниматься по винтовой лестнице, мы обнаружили лифт, на котором поднялись на самый верх, а потом спустились вниз, делая остановки на разных этажах. Здесь как раз можно посмотреть колокола и старого дракона со шпиля. С высоты 65 м на город во все стороны открываются великолепные виды.

К башне примыкает здание гильдии портных, построенное в стиле фламандской готики в 1425 году, как раз тогда в городе активно развивалась торговля сукном. Один из фасадов здания гильдии выходит к городской ратуши. Последняя состоит из двух частей. Старое здание было построено в начале 16 века в стиле пламенеющей готики, поэтому от ажурного декора не оторвать глаз.

За башней Белфорт стоит еще один красивый собор, слегка уступающий кафедральному в размерах. Готическая церковь св. Николая 13-15 веков демонстрирует стиль шельдской готики, к сожалению, она сильно пострадала во время протестантских погромов. Фасад церкви выходит на большую прямоугольную площадь Коренмаркт, со Средних веков здесь был торговый центр города. Сейчас в симпатичных домах тоже множество кафе и магазинов.

Набережная Граслей на берегу реки Лейе на месте средневековой гавани – еще одно сказочное место в Генте. Залитые солнцем фасады дворцов на берегу реки создают просто фантастическую декорацию. Среди зданий гильдий некоторые были построены еще в 12 веке. Перейдя по мосту, мы подошли к замечательному музею Декоративного искусства. Половина экспозиции размещена в старом здании, вторая – в пристройке 1992 года. Здесь есть экспонаты 17 – 18 веков, но наибольший интерес представляет декоративно-прикладное искусства 19-20 веков: большая выставка осветительных приборов, коллекции стекла (есть ваза Рене Лалика), мебели, керамики. Среди мебели выделяется коллекция в стиле ар-нуво, есть работы Орты, Ван де Вельде.

Еще один мостик, и мы вышли к впечатляющему размерами старинному замку графов Фландрии. Часть замка сохранилась с 12 века, до 14 века замок с мощными стенами был главной крепостью города. Потом до 18 века в нем была тюрьма, затем фабрика по переработке хлопка. От ворот длинный туннель ведет к строениям во внутреннем дворе. В наиболее укрепленной части была резиденция графа.

Еще один мостик, и мы у Дома мясников начала 15 века. Старые деревянные перекрытия в этом огромном сооружении сохранились до наших дней. Теперь Дом используют магазин деликатесов и ресторан местной кухни.

Поблизости в тихом районе Патерсхол находится Фольклорный музей, он занимает симпатичные белые домики, напоминающие бегинаж. Полюбовавшись на очередной огромный романо-готический собор св. Якоба, мы вновь вернулись к ратуше, завершив наш почти круговой маршрут по центру Гента. Город нам очень понравился, больше Антверпена, здесь возникает далевая магия видов, постоянно новые ракурсы вроде бы на одни и те же постройки, очарование добавляют извивающиеся и сливающиеся Шельда и Лейе с перекинутыми через них мостиками. Ну и конечно, прекрасная хоть и холодная погода -  голубое небо и сияющее солнце. Поужинав в ресторанчике, мы вышли полюбоваться на иллюминацию. Уже знакомые и родные постройки, подсвеченные огнями, по-новому заиграли теперь уже в лучах искусственного освещения на фоне черно-фиолетового неба.

06 день, 12 марта, четверг

От Гента до Брюгге около 50 км, поэтому уже в начале девятого утра мы были около очередного бегинажа, основанного в 1244 году. Белые ворота 18 века, ведущие в монастырь, расположены в конце моста, перекинутого через канал. Вокруг зеленого поля, заросшего деревьями, расположены симпатичные белые домики бегинажа, с 30-х годов 20 века здесь проживают монахини-бенедиктинки.

Рядом с монастырем в зеленом парке лежит озеро Любви, с конца 15 века на озере и в соседних каналах живут белые лебеди. Максимилиан Австрийский распорядился о заселении этих мест лебедями в память о назначенном им главе города Питере Ланхалсе, которому жители Брюгге отрубили голову. На гербе Ланхалсе был изображен лебедь. Когда-то озеро представляло собой оживленную гавань, которая при помощи каналов соединялась с морем. На Южном мосту мы полюбовались на работающий старый шлюз.

Дальше мы отправились в пешеходный маршрут по самому центру города. Брюгге был заложен в 9 века как крепость для защиты побережья от набегов викингов. Здесь история напоминает основание Гента. После господства франков и герцогов Бургундских Брюгге стал одним из самых красивых и знаменитых городов Европы. В городе никогда не строили промышленных предприятий, и он почти не пострадал в мировых войнах. Город сохранил свой исторический центр с мощеными улочками и каналами. В 2002 году получил статус европейского города культуры.

Здесь очень много туристов, поэтому по каналам, несмотря на холод, снуют лодки, а по улицам повозки с лошадками. Сегодня в городе оказалось много шумных турецких компаний, видимо, какая-то турецкая футбольная команда победила местную. Эта шумная суета несколько мешала получать удовольствие от города, но и без людей, Брюгге не произвел на нас такого сильного впечатления как Гент. Архитектурная застройка здесь более позднего времени, однотипные здания, почти без декора, по сути это просто кирпичные домики с симпатичными фронтонами. Самое интересное в Брюгге находится в интерьерах зданий.

Строительство церкви Богоматери началось в 1220 году и продолжалось два столетия, поэтому в облике церкви смешались романо-готические элементы. Шпиль церкви поднимается на 122 м, внутреннее помещение отличается простотой. Из-за ремонта половина внутреннего пространства закрыта, как и средневековый особняк с музеем быта. В центре хранится настоящий шедевр – небольшая скульптура «Мадонна с младенцем» работы Микеланджело (1505 г.).

Около церкви Богоматери стоит большой госпиталь Синт-Янс (Святого Иоанна), госпиталь стоит здесь с 12 века и прекратил работать только в 1976 году. Часть экспозиции рассказывает о жизни больницы: нарисованы и представлены медицинские инструменты, костюмы монахинь, медицинские книги, отдельный вход ведет в помещение старой аптеки. В 15 веке известному художнику из Германии Гансу Мемлингу было заказано несколько работ, которые тоже хранятся в госпитале. Это три триптиха, диптих, несколько картин и два расписанных Мемлингом реликвария.

По соседству с госпиталем или даже в его помещениях мы обнаружили уникальную частную коллекцию, разместившуюся здесь совсем недавно и потому не описанную в нашем путеводителе. Коллекция называется «Пикассо-Шагал-Дали» (часть экспозиции с работами Дали выставлена около башни Белфорт). Помимо огромного количества работ (в основном рисунки, литографии) этих великих мастеров, музей содержит произведения многих знаменитых художников начиная с середины 19 века (Коро, Курбе, Ренуар, Тулуз-Лотрек, Матисс, Миро, Брак, Ж. Кокто, Магритт и т.д.). Есть и скульптуры Огюста Родена.

С другой стороны от церкви Богоматери расположился главный городской музей Гронинге с уникальной коллекцией фламандской живописи: Ян ван Эйк («Мадонна каноника ван дер Пале»), Рогир ван дер Вейден, Гуго ван дер Гус, Ганс Мемлинг. Коллекция заканчивается живописью 20 века (Рене Магритт).

Вдоль каналов мы дошли до старого рыбного рынка, навес которого опирается на колоннаду 18 века. От рынка узкая улица Слепого осла вывела нас на площадь Бург. Именно здесь раньше находился религиозный и политический центр города. Главенствует на площади здание Ратуши 1375 года. Ее фасад украшен сложной резьбой и радует готическими формами. Лестница ведет в очень красивый и величественный Готический зал парламента 15 века с деревянным резным потолком. С ратушей соседствует здание Канцелярии 16 века с волютами на фронтоне. К Канцелярии примыкает дворец «Свобода Брюгге» тоже 16 века.

С другой стороны от ратуши, в углу площади за узорным готическим фасадом скрывается базилика Святой Крови, состоящая из нижней и верхней церквей. Нижняя церковь св. Василия относится к 12 веку, верхняя была разрушена французами в 18 веке и выстроена заново в 19-м. Ее декор очень напоминает интерьер ратуши. Яркие витражи и декор создают праздничное настроение. Здесь хранится важная религиозная святыня – это священный фиал в серебряной дарохранительнице, в котором содержится несколько капель крови и воды, которой омывал тело Иисуса Иосиф Аримафейский. Очень напоминает историю про священный Грааль, только в него была собрана кровь Иисуса (без воды) тоже Иосифом Аримафейским.

От Бурга мы чуть удалились от центра, посетили два интересных частных музея, расположенных в одном доме: музей шоколада и музей освещения. В первом рассказана история шоколада, показана вся технология, очень много посуды для его поглощения. Музей освещения рассказывает о светильниках с палеолита до наших дней (6500 экземпляров).

Вернувшись на Бург, мы прошагали на соседнюю площадь Гроте-Маркт. На восточную сторону выходит неоготический фасад Провинциального Совета конца 19 – начала 20 веков. В центре площади стоит памятник двум членам гильдии 14 века, которые возглавили восстание против французских войск под названием «Брюггская заутреня». История и сам памятник напоминают «Минина и Пожарского» Мартоса. Целую сторону площади занимает восьмиугольная 83-метровая сторожевая башня Белфорт (как и в Генте) 13-14 веков с 366 ступенями и 47 колоколами. Прогулку по самому центру мы завершили собором Синт-Салватор. Церковь была построена в 12-15 веках, после 1799 года, когда французы разрушили кафедральный собор на площади Бург, это огромное здание стало кафедральным собором. Странно, что в него пускают только в летний сезон.

Теперь мы отправились чуть дальше от центра на машине. Иерусалимская церковь считается самой необычной в городе, ее построили по образу Храма Гроба господня в Иерусалиме по заказу Ансельмуса Адорнса и его жены, которые были членами богатой итальянской купеческой семьи. В гробнице в церкви и покоятся их останки. Церковь имеет два этажа, на нижнем ярусе мрачный алтарь со черепами напоминает о Голгофе. За алтарем из небольшой часовни узкий тунельчик ведет к маленькой комнатке с точной копией гроба Господня.

В Средние века город окружали мощные крепостные стены и ров. Последний остался, а стены были разрушены в 19 веке. Сохранилось четверо ворот, интереснее всего массивные ворота Kruispoort 1402 года. Там, где раньше стояли стены, проходит Земляной вал с зеленой травкой – теперь место прогулок местных жителей. На рву было установлено 20 ветряных мельниц, но сохранилось только четыре.

Поблизости тоже около вала стоит дом могущественной гильдии стрелков (лучников) имени святого Себастьяна, процветавших в городе в 16-17 веках. Св. Себастьян и его трагическая биография очень популярны у художников. Этот раннехристианский мученик был римским легионером, капитаном лучников, потом принял христианство, стал обращать в новую веру других и был осужден императором Диоклетианом на смерть. В привязанного к дереву святого стреляли его собственные лучники, но он выжил, тогда его бичевали, а труп бросили в сточную канаву.

Брюгге маленький, но мы еле успели его посмотреть за целый день.

07 день, 13 марта, пятница

Сегодня мы покинули территорию Фландрии и въехали в Западную Валлонию. Вновь после Брюсселя зазвучал привычный для моего уха французский язык. Действительно, есть ощущение, что Фландрия и Валлония две различные страны. Последняя напоминает французскую провинцию. Фландрия ближе к Голландии, но имеет свое ярко выраженное лицо.

Город Турне – один из старейших городов страны был основан в 6 веке. Предполагается, что здесь родился Хлодвиг – король франков и основатель династии Меровингов, который сделал город своей столицей. Во время второй мировой войны город сильно пострадал, но в центре осталось достаточно много старых построек.

Сердце города – огромный собор Богоматери с пятью башнями, поднимающимися над телом базилики. Собор строили в 12-13 веках, поэтому в западной части преобладают романские элементы, а около апсиды, с восточной стороны больше готики. Большую часть отделки уничтожили протестанты-иконоборцы в 1566 году. В 1940-м году, в результате немецких бомбардировок собор был сильно поврежден. В 1999 году смерч показал хрупкость здания и встал вопрос о реконструкции. Еще в 2000 году ЮНЕСКО включило собор в Список объектов мирового культурного значения, но и сейчас в 2015 году для посещения доступен только западный кусочек собора с западным портиком, украшенным статуями 14-17 веков. Все остальное и внутри и снаружи одето в строительные леса, собор, фактически невозможно посмотреть.

Собор соседствует с площадью Гран-Плас, имеющей вытянутую треугольную форму. В ее узкой части рядом с собором стоит самая древняя в Бельгии колокольня 12-14 веков. На нее ведут 256 ступеней, но из-за карнавальной недели в Турне почти все достопримечательности закрыты. Романо-готическая церковь святого Квентина 13 века выходит на площадь, как и разные дворцы 17-18 веков. Здание гильдии ткачей имеет огромный позолоченный фасад.

Недалеко от башни находится район местных музеев, среди которых мы посетили Музей изящных искусств. Здание было построено Виктором Ортой в его позднем более «классическом» стиле. Нашли две прекрасные работы Эдуарда Мане, маленьких Рубенса и Ватто, немного фламандской живописи, Тулуз-Лотрека и Джеймса Энсора.

На реке Шельде сохранились старые мост-ворота. Улица рядом носит имя А. Сахарова – удивительно.

По дороге к городу Монс мы посетили два шатто. Войти внутрь дворцов невозможно, даже в летний сезон работают мало, но посмотрели снаружи – слава Богу, ворота открыты. Шато-де-Белёй – это замок 16 века, окруженной рвом. До того времени как французы захватили замок в конце 18 века, здесь проживал принц де Линь. В 17-18 веках замок перестроили во французском стиле, ориентируясь на роскошный Версаль. В 1900 году случился пожар, и центральная часть замка сильно пострадала. Примерно в 12 км от Шато-де-Бёлей стоит Шато-д`Аттр, это изящный дворец конца 18 века, построенный во французском стиле, в открытые окна были видны симпатичные интерьеры с элементами стиля рококо.

Монс – еще один город на территории Западной Валлонии и столица провинции Эно. Он находится в самом центре угледобывающего района Боринаж, но это не мешает его очарованию. На окраине города сохранился маленький Дом Ван Гога, где он провел 1879-1880 года. От постройки сохранилась примерно половина.

В центре города на площади Гран-Плас стоит ратуша 15 века с башней 18-го. Рядом с площадью возвышается местная гордость – барочная колокольня. А за ней городской собор – коллегиальная церковь Святой Вудру. Церковь была построена в 15-17 веках. В церкви стоит золотая колесница, которую используют во время праздников, на колеснице провозят по городу реликвии. Город отличается холмистым рельефом, улочки то поднимаются, то спускаются, что придает Монсу живописность.

08 день, 14 марта, суббота

Теперь мы отправились в центральную Валлонию и начали со столицы всей Валлонии. По всему региону протекает река Мёз, на слияние Мёза и Самбры стоит торговый центр и университетский город Намюр. В центре города на скале высится крепость, узкий участок земли, из которого вырастает скала, между двумя реками называется Гроньоном. Первые оборонительные сооружения здесь появились в римские времена, крепость принимала участие во многих сражениях, в конце 17 века она была захвачена армией Людовика XIV, его военный инженер сильно перестроил крепость. Из-за сложной системы туннелей, переходов, галерей, Наполеон назвал эту крепость «термитником Европы». К крепости ведет извилистая дорога из города, но мы подъехали на машине сверху и, наоборот, спускались любуясь панорамами на обе реки, место их слияния и город. Он сильно пострадал во время Второй мировой войны от воздушных налетов, но местами сохранились здания 17-18 веков. С холма Шампо на Граньоне, где стоит крепость, хорошо видны все городские храмы, построенные в основном с использованием стиля барокко. Спустившись в город, мы посмотрели несколько храмов, среди которых выделяется церковь Сен-Лу первой половины 17 века, построенная для иезуитов, которая считается одной из самых величественных барочных церквей Бельгии.

В 23 км на север от Намюра находится маленький городок Динан, пожалуй, самый красивый из того, что мы видели в Валлонии. Он стоит на восточном берегу Мёз и, как и Намюр, имеет свою скалу и крепость. К отвесной скале прижалась вознесшаяся над городом готическая церковь Богоматери. От церкви фуникулер вознес нас прямо в крепость 19 века на скале. Нам повезло с фуникулером, он работает только с апреля по сентябрь, в зимний сезон лишь по субботам. В Бельгии очень многое работает только по выходным. Так что благодарим субботу, иначе пришлось бы шагать 408 ступенечек или ехать наверх на машине. Из крепости нам открылась великолепная панорама на церковь, городские дворцы, реку с мостами, зеленые поля и холмы, подступающие к городу.

В Динане родился изобретатель саксофона Адольф Сакс, памятник его изобретению украшает площадь, многочисленные саксофоны стоят на мосту, бронзовый Сакс с саксофоном сидит на лавочке, в его доме-музее звучит саксофон, а на стенах извиваются разные трубы, поворачивая к нам словно личики свои большие и маленькие раструбы. Сакс так же придумал саксгорн и целый ряд менее известных инструментов.

Примерно в километре от центра города на берегу Мёза стоит отдельная скала, увенчанная на вершине флажком, она похожа на рукотворную башню и соседствует с более крупным скальным массивом. Между скалами остается просвет достаточный, чтобы туда могла протиснуться одна машина – так выглядит въезд в город с этой стороны. Проезжаешь словно между Симплигадами. Скала называется Байар, поскольку по легенде появилась от удара копыта могучего коня Байара.

Бельгийские Арденны знамениты лесами, растущими на холмах. В Арденнах находятся большие карстовые территории, состоящие из мягкого пористого известняка, в котором на протяжении столетий в результате воздействия вод рек, ручьев и дождей образовались полости, проходы и вымоины. Возникли лабиринты подземных проходов с озерами и подземными реками, в подземных залах образовались сталактиты и сталагмиты. В некоторых из этих пещер еще в доисторические времена жили люди.

Нам опять-таки повезло с субботой, и мы смогли попасть на часовую экскурсию по «Пещере чудес», расположенной буквально в 500 метрах от центра Динана. Это одна из самых знаменитых Арденнских пещер и славится своим «замерзшим водопадом» и забавными маленькими сталактитиками и сталагмитиками, похожими на колючки дикобраза или на спагетти.

Около часа езды на машине и мы, завершив круг нашего путешествия по Бельгии, вновь приблизились к Брюсселю. В 16 км на юг от города находится знаменитое поле Ватерлоо. Эта прославленная битва 18 июня 1815 года (наверное, будут отмечать в этом году 200-летие) столь красочно описанная Гюго в «Отверженных» ознаменовала окончательное поражение Наполеона и стала центральным событием европейской истории 19 века. На поле можно посетить музей Веллингтона (в бывшей гостинице, где Веллингтон провел последнюю ночь перед битвой), церковь св. Иосифа 17 века, Панораму битвы и Холм Льва. Панорама битвы это большая (110 м) и круглая картина 1912 года со сценами битвы, установленная в круглой ротонде. Рядом с панорамой находится искусственный треугольный холм, на который ведут 226 ступенек. Холм создали еще в 1826 году, на вершине установлена фигура бронзового льва. С холма открываются панорамы на поле боя, а план местности показывает, где стояли воины Наполеона, Веллингтона и Блюхера. Также с холма виден современный город Ватерлоо. Теперь в этом районе активно развито сельское хозяйство. Многочисленные фермы при подъезде предлагают купить картошку, а также прочие овощи и фрукты. Забавный автомобильный знак изображает трактор и врезающуюся в него машину. По дороге разрешено ехать 120 км, но трактор едет всего лишь 30, страшно представить результат такой чудесной встречи. Нам повезло, трактора мы не встретили. Сегодня нам весь день улыбалась удача! Правда, добравшись до отеля около аэропорта (на востоке от Брюсселя) мы поняли, что ужинать и завтракать позволить себе в нем не можем. Одно блюдо стоит от 20 евро, завтрак на одного человека 25 евро. Как всю эту неделю мы опять купили продуктов в супермаркете и поужинали клубникой и гречневой кашей. Кашу (гречку привезла из Москвы) я сварила, а точнее заварила в чашке. Получилось вполне съедобно. Хотя это мой первый опыт приготовления гречки в чашке для чая в 4-х звездочном отеле. Боюсь, что не последний…

В завершение нашей поездки хочется отметить, что Бельгия не так популярна у туристов, как соседние европейские гиганты. И это понятно, сначала хочется посетить Францию, Италию, Испанию и так далее, здесь у каждого, свой список, и часто, Бельгия в него вообще не входит. Многие считают, что в этой стране совсем нечего смотреть. При этом эту точку зрения я слышала от людей, даже живших в Бельгии несколько лет. Позволю себе не согласиться. Может быть Валлония очень похожая на французскую провинцию не обязательна для визита, хотя ее городки, крепости, аббатства и пещеры, очень даже интересны. Что касается Фландрии, то, несомненно, она имеет свое ярко выраженное лицо  и, несмотря, на голландский язык не является придатком Голландии. Брюссель, Гент, Антверпен, Брюгге, Лёвен и Мехелен нам очень понравились. Фландрия очевидно богаче Валлонии, здесь лучше сервис, можно найти ресторан, работающий днем, в Валлонии, как и во Франции, сервиса нет. Никого не беспокоит, что памятники в Ватерлоо закрываются в 17 часов, а рестораны по соседству открываются только в 18.30 – так и во всех городах Валлонии. Так почти всегда во Франции, часто в Италии, Испании и многих других местах Европы. Бельгия, пожалуй, одна из самых дорогих европейских стран, почти во всех отелях завтраки идут за дополнительную плату, цены в кафе и ресторанах очень высокие, такие же они и на билеты, общественный транспорт и такси. Поездка в Бельгию дешевой не получится, но все же Фландрия этого стоит.