О роли живописи в развитии образного мышления у детей

IMG_0164-768x1024

Из данных современной статистики известно, что большинство детей на Западе (особенно в Америке) фактически не читают и не рисуют, но предпочитают смотреть телевизор или играть в компьютерные игры (рисовать ребенок тоже предпочитает на компьютере). По данным все той же статистики у детей (на Западе) катастрофически падает уровень образного мышления.  Эта же болезнь пришла и в нашу страну. Рассказывая про две виденные экранизации фильма про Колумба, малыш забывает о Колумбе и сравнивает, какой Колумб (реально — какой актер) ему больше нравиться, причем он (естественно) не читал книги, по которой сняты фильмы, и уже представить Колумба иным, чем в виденных экранизациях, он не может. Привыкая к конкретному персонажу в изображениях комикса или исполнении актера, ребенок, читая литературное произведение, автоматически представляет однажды виденные картинки или фильмы. Он уже не может сам представить образ персонажа, утрачивает способность «читать между строк». Обычно такому ребенку уже и неинтересно читать, потому что он не находит в книге изобразительного ряда, а воображение уже не «работает». То же самое происходит с ребенком, когда он пытается рисовать, его образы как один похожи на мультипликационных героев, персонажей комиксов.

Образы, которые ребенок видит в детстве, являясь еще не сложившейся личностью, навсегда пусть не в сознании, но в подсознании запечатлеваются и отпечатываются на всю дальнейшую жизнь. Поэтому крайне важны все детские занятия и все, что ребенок видит. Эти факторы влияют на сложение вкуса, эстетического восприятия, образного мышления и воображения (помимо развития памяти и интеллектуального потенциала). Занятия искусством тесно пересекаются с игрой, игровым началом (в отличие от сухих, чисто теоретических дисциплин), а игра — важнейший компонент детской духовной жизни (как уже было отмечено выше). Искусство отображает сокровенную сущность мира.  Гете говорил, что художественное произведение выше природы, Гегель пишет, что «художественно-прекрасное выше природы». Многие великие умы XX века ставили чувственное познание выше рационального, и на первое место в области чувственного познания выдвигали живопись. С чем связана такая точка зрения? Дело в том, что зрительный образ обладает значительно большей емкостью и силой воздействия на психику, душевный и духовный мир по сравнению с достаточно сухим научным знанием, и даже с другими видами искусства: со звуком (музыка) и словом (литература). Особенно сильным с древних времен (Античность, Возрождение) считалось воздействие живописи на ребенка.

Существует также феномен «цвета памяти», то есть того цвета, который мы связываем с тем или иным предметом, потому что знаем, что бумага белая, трава зеленый, небо голубое и т. д. Для развития воображения, образного мышления, а также наблюдения реального цвета, зависимого от освещения необходимо подавление «цвета памяти». Добиться этого можно, лишь занимаясь живописью.

Исходя из этого, хотелось бы подчеркнуть первостепенную важность детских занятий искусством, занятий живописью, которая, уничтожая шаблоны и стереотипы в детском сознании, освобождая от различных комплексов и фобий, развивает художественные способности, образное видение и мышление (ассоциативное мышление), творческое начало, воображение, соответственно, формирует гармоничную личность. Я не случайно говорю: «развивает», потому что в каждом ребенке заложено множество способностей. Повторим снова слова Антуана де Сент-Экзюпери: «Каждый ребенок рождается Моцартом, но не каждый им становится». К сожалению, часто по вине родителей. В каждом ребенке заложено множество способностей, и только одна или две разовьются в будущую профессию. Но это же не означает, что остальные способности должны погибнуть. Человек, ничего не знающий, кроме своей профессии, является ограниченным. Он словно гусеница на листке огромного дерева: она не подозревает, что существует дерево со стволом, корнями, ветвями и т. д. Для гусеницы существует только листочек.

Мы должны дать нашим детям лучшее — так думают все родители. Но что же такое это «лучшее»? Я думаю, что лучшее — это помочь ребенку сформироваться как личности, помочь в освоении мира (а искусство — это способ для освоения действительности).

Кто-то из мудрых сказал: «Свобода — это осознанная необходимость». Эти слова могут стать девизом для вас и вашего ребенка. Только осознав необходимость в хорошем образовании, развитии своего тела, духа и души, добившись результатов, можно обрести духовную свободу. Может возникнуть вопрос, как осознать столь сложную мысль о духовной свободе маленькому ребенку. Достаточно, чтобы ее осознавали родители. А свое «осознание» малыш подтверждает страстным желанием познания всего нового. Все это не имеет отношения к выбранной профессии. Но, несомненно, поможет и здесь. Духовная свобода — бездонный источник энергии для человека в любой области.

Вспомните античный древнегреческий идеал: «В здоровом теле здоровый дух».

Кроме того, занятия живым искусством сближают детей и родителей, делают обыденную, бытовую жизнь праздничнее. Еще в древности людей лечили музыкой и живописью, зная об их целительном воздействии на душу, а, следовательно, и тело человека. Отсюда пошло понятие — арт-терапия.

Предыдущая запись

О занятиях с дошкольниками и о детской памяти

Следующая запись

Каждый ребенок рождается Моцартом, но не каждый им становится

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Shopping cart