Португалия – страна, которую многие даже не рассматривают в списке необходимых для посещения европейских стран. А зря! Мы провели здесь две недели зимних каникул (2009-2010 гг.) и получили огромное удовольствие. Португалию считают беднейшей страной Европы. Вероятно, это так, если углубляться в недра экономики, но при поверхностном знакомстве Португалия, кажется, вполне способной конкурировать с Испанией, Францией и любой страной Евросоюза.
Что касается достопримечательностей – их количество вполне европейское. Множество древних городов с храмами, крепостями и замками, причем памятники охватывают все эпохи, начиная с поселения железного века и древне-римских руин до барокко 18 века и неомануэлино 19-20 веков.
Этой стране присущ свой уникальный шарм, очарование, и в нее нельзя не влюбиться. Неторопливость, спокойствие, доброжелательность и уют – вот то, что чувствуешь, общаясь с каждым португальцем или просто прогуливаясь по улочке любого города.
История Португалии – типичная история европейских стран. В 1 тыс. до н.э. здесь обитало племя лузитан, потом на них напали кельты. А во 2 в. до н.э. народы Пиренейского полуострова были завоеваны римлянами. В 3 веке начинает распространяться христианство, и до сих пор 97% жителей страны – ревностные католики. Как хорошо известно, в 5 веке на территории Пиренейского полуострова создают свои королевства вестготы, вытеснившие римлян, которых, в свою очередь, в начале 8 века захватывают арабы, вторгшиеся на Пиренеи. На протяжении всего этого исторического этапа история Португалии неотделима от истории Испании.
В конце 11 века португальцы во главе с Генрихом Бургундским отказываются признавать власть Кастильского королевства. В начале 12 века сын Генриха Афонсу Энрикише выступает против своей матери Терезы (дочь короля Кастилии) и побеждает ее войско, потом Афонсу столь же успешно побеждает мавров и активно борется с королем Кастилии и Леона за независимость. В 1143 году рыцари избирают его первым королем Португалии под именем Афонсу I (династия Афонсина – Бургунская династия). Именно Афонсу захватывает Лиссабон и делает его столицей королевства Португалии.
В конце 14 века королем становится Жуан I, из-за несогласия Кастилии 14 августа 1385 года происходит битва, в которой побеждает новый португальский король. Так возникает 2-ая династия Жуанина. Сыном Жуана I был знаменитый Генрих Мореплаватель, благодаря которому португальцы открыли Мадейру, Азорские острова и новые торговые пути в Африке. С этого момента начинается расцвет Португальского королевства.
В конце 15 — начале 16 века Португалия становится богатой торговой державой. Огромная империя владеет землями от Бразилии до Индонезии. В столице живет около 1млн людей, которые активно используют труд рабов из Африки. Именно Португалия первой из европейских стран начинает торговать рабами из своих колоний.
Это время правления короля Мануэла I, в честь которого назван удивительнейший архитектурный стиль «мануэлино».
При этом же короле проявил себя великий путешественник Васко да Гама. Последний был также жестоким и беспощадным пиратом. Мануэл I, несомненно, учел это, доверив Васко да Гама возглавить экспедицию в Индию. Действительно, когда на кораблях вспыхнул бунт, Васко да Гама жестоко подавил его. Бартоломеу Диаш в подобной ситуации был вынужден повернуть назад. Далее великий путешественник активно пользовался обманом и взятием заложников. И, надо полагать, что во многом благодаря его жестким методам, спустя три года экспедиция вернулась в Лиссабон, привезя пряности и прочие трофеи к королевскому двору; заговорщики и бунтовщики с кораблей шли закованные в кандалы.
В период Великих географических открытий португальцы иммигрируют на захваченные территории Америки, Африки и Азии. Они активно участвуют в формировании бразильской нации.
В 1536 году в Португалии была введена инквизиция. А в 1542 году именно Португальцы первыми из европейцев оказались в «закрытой» от всего мира Японии. Во второй половине 16 века из-за неудачного похода в Марокко, когда королевская армия была разбита, а сам король пропал без вести, Авишская династия обрывается. К 1580 году ближайшим наследником трона оказывается испанский король Филипп II. Он становится Филиппом I Португальским. К власти приходит 3-ая династия – династия Габсбургов. Португалия теряет независимость, а постепенно и колонии.
В середине 17 века к власти приходит 4-ая португальская династия – Браганса. Только в 1668 году Португалия получает полную независимость от Испании.
В 18 веке в Бразилии обнаруживают месторождения серебра, золота и алмазов. Король активно использует хлынувшие богатства на покровительство искусству, учреждение академий и библиотек. В середине 18 века у власти оказывается министр маркиз Помбал. Он сделал очень много для страны после страшнейшего Лиссабонского землетрясения 1755 года, разрушившего столицу и многие прибрежные города. Теперь именем маркиза названы многие улицы и площади Португалии: в Лиссабоне его имя носит центральная площадь, к которой сходятся все автомобильные дороги города.
В начале 19 века в годы Наполеоновской экспансии, Португалия, после бегства короля в Бразилию, признает власть Франции. Но уже к 1811 году англичане полностью вытесняют французов из страны. После английской оккупации Португалия оказывается полностью разорена. В 1822 году бразильцы провозглашают независимость своей страны.
В октябре 1910 года в Португалии была свергнута монархия и провозглашена республика. За 16 лет в стране сменяется 45 правительств! И вот на авансцене Португальской истории появляется удивительный человек Антониу ди Оливейру Салазар. О нем написано немало, поэтому не буду повторяться, упомяну лишь самое основное. Салазар был выходцем из крестьян, религиозным, умным, крайне требовательным к себе и неутомимым человеком. Он заведовал кафедрой политэкономии Коимбрского университета. Баллотироваться в Парламент от основанной им же «партии морали и рассудка» (Католический центр) он отказывается в течение 10 лет. В 1926 году Антониу ди Оливейра все же становится парламентарием, но уже после первого заседания уходит в отставку: он не терпел пустых дебатов. Во время мирового экономического кризиса Португалия почти не пострадала. Незадолго до этого Салазар без внешних займов поправил бюждет страны и налоговую систему (эх, нам бы сейчас Салазара!). При президенте-генерале Кармона Салазар получил неограниченные полномочия. Он правит страной, как настоящий диктатор, с 1932 по 1968 годы. В начале Второй мировой Португалия объявляет о своем нейтралитете. Салазар был тончайшим дипломатом. Был в хороших отношениях с Гитлером и Муссолини, переборол свою неприязнь к нашей стране, при этом помогал Великобритании. Сотни тысяч евреев спасались от гибели именно благодаря португальским визам и паспортам!
Диктатор привлек к управлению страной профессоров, выпускников вузов – и в результате правительство Португалии оказалось самым интеллигентным и образованным в европейской истории.
Личная жизнь Салазара удивляет не меньше. Он называл себя «управителем, временно нанятым Португалией» и на протяжении 40 лет по собственному желанию получал лишь профессорское жалованье и каждый год писал ректору прошение о продлении академического отпуска, жил в столице в маленькой 2-х комнатной квартирке, которую сам снимал. Гонорары за свои научные труды (и ими успевал заниматься!) под чужим именем переводил сиротским приютам.
Даже после микроинсульта он продолжал работать по 18 часов в сутки. Накануне своего 90-летия Салазар упал с шезлонга, получил обширный инсульт, потом паралич и потерю речи. Потом все делали вид, что исполняют его указания, Салазар тихо умер в 1970 году. В 1974 году молодые офицеры совершили государственный переворот («Революция красных гвоздик») и с диктаторским режимом было покончено. Единомышленники диктатора были возвращены в университеты, рухнул бюджет и страну охватил хаос. В 1986 году Португалия вошла в Евросоюз, с 2002 года введена новая валюта евро. Сегодня Португалии во многом не хватает Салазара, как и многим странам. Мне не хочется идеализировать его фигуру, в его программе были и минусы. Но в целом, очевидно, что Платоновская утопия о мире, которым правят философы (расширим – и ученые), может быть неплохой реальностью. Подтверждением тому является и история Сингапура. Доктор Ли Куан Ю – политэконом, профессор Сингапурского университета, тоже повел свою страну похожим путем и превратил ее в одно из чудес XX века. Делайте выводы…
1 день
Наше знакомство со страной мы начали, естественно, со столицы. Собственно Лиссабон мы планировали осматривать 4 дня, а 3 дня посвятить окрестностям. Поэтому недалеко от центра мы сняли 2-х комнатную квартиру. В этом типичном районе с обшарпанными симпатичными домиками некоторые здания вообще пустуют и смотрят на мир темными пустыми глазницами с разбитыми окнами. Мы приехали в нашу квартиру сразу из аэропорта часов в 11 утра и … не смогли в нее попасть. Ключ, взятый из сейфа, предательски не открывал нам дверь. Мы знали, что официальное время заселения 14 часов. Но и португальцы были в курсе нашего утреннего заезда. На наше счастье, появился постоялец соседнего номера, и мы оставили весь свой багаж до вечера у него.
День нашего появления в Лиссабоне пришелся на 25 декабря, и, по случаю католического рождества, все было закрыто. Поэтому под начинающимся дождем мы отправились в обзорную пешеходную прогулку. Из начинающегося дождь стал почти не прекращающимся, но и мы показали себя упорными путешественниками. И мы, и он, шли до самого вечера.
В городе очень много разных достопримечательностей, все они описаны в путеводителях, я же упомяну лишь самые интересные.
Мы прошлись под дождиком через дворец Кортиш (парламент Португалии), потом подошли к огромной церкви 18 века Санта-Мария-да-Эштрела. За церковью расположен один из лучших парков Лиссабона. Здесь мы встретили птиц, смешно виляющих хвостиками, как собачки. Все они устремились к нам в надежде на корм. Отдали им последнее яблоко.
Центральный городской проспект Либердади (Свободы) длиной 1,5 км и шириной 100м врезается прямо в сердце города. Он был создан в конце 19 века и вымощен мозаичной брусчаткой, обсажен пальмами и платанами. С обеих сторон проспект ограничен площадями. Мы шли от площади Маркиза Помбала – знаменитого министра-реформатора 18 века.
Назрело желание поесть, но по случаю праздника все было закрыто. Все же мы нашли одно заведение с очень медленным обслуживанием, и с новыми силами двинулись дальше.
В конце проспекта Свободы установлен подъемник-трамвайчик к «мирадору» – одной из самых высоких городских смотровых площадок. Нашему взгляду явилась вся восточная часть города с крепостью Сан-Жоржи, а вдалеке была видна река Тежу.
Рядом с подъемником расположен вокзал Росиу, построенный в стиле неомануэлино в конце 19 века. Это эклектичный, но весьма симпатичный стиль, имитирующий мануэлино 16 века. Фасад очень интересно украшен: вход в виде двух широких мавританских арок охраняет рыцарь, все элементы, включая балюстраду, весьма ажурны. Вокзальный зал напомнил пейзажи Моне с вокзалом Сан Лазар в Париже. Такой легкий, прозрачный, высокий зал. Площадь Росиу с двумя фонтанами украшает красивая мозаичная мостовая с черно-белыми объемными волнами. По оживленной и украшенной огромными новогодними подсвеченными украшениями улице Агуста мы дошли до триумфальной арки, за которой уже на берегу Тежу расположена огромная, окруженная аркадами площадь Комерции. Он нее было уже недалеко до нашей квартирки. Мы быстро купили продукты и отправились готовить ужин.
2 день
В городе множество филиалов Музея воды (цистерны), не очень далеко от нашей квартирки по границе садика проходил акведук Агуаш-Либриш. Акведуки в Португалии возводят с римского времени. Этот акведук длиной 19 км построили в 18 веке, а в 19 его удлинили до 58 км. С акведука вода поступает в цистерну-хранилище (ныне филиал Музея воды). Впечатляющий резервуар глубиной 7 м, опирающийся на 4 массивных столба, построили в 19 веке, с крыши открывается вид на акведук и Лиссабон.
Лиссабон богат и музеями. Хочется выделить музей фонда Гульбенкяна, в котором хранятся произведения различных цивилизаций, начиная с Египта и Месопотамии, а также европейская живопись и скульптура 18-19 веков. Множество барбизонцев, импрессионистов. Большую часть коллекции составляет декоративно-прикладное искусство, начиная с 11 века до середины 20-го. Уникальной частью собрания является зал работ Рене Лалика. Встреча с этим гением модерна доставила нам огромное удовольствие.
Элегантная улица Гаррет с множеством антикварных магазинов – главная торговая улица района Шиаду, ее же украшает базилика Носа-Сеньора-душ-Мартириш, заложенная еще в 12 веке.
В самом центре Лиссабона высится удивительный 32-метровый подъемник Санта-Жушта, построенный на рубеже 19-20 веков учеником Эйфеля. Ствол двух шахт выполнен из металлических конструкций в готическом духе. Пассажиры спускаются и поднимаются в изящных деревянных кабинах. С самого верху мы любовались одним из лучших видов города. Прекрасно видна крепость Сан Жоржи на противоположном холме, а также весьма полноводная Тежу. Лиссабон – сильно террасированный город, перепад высотности иногда потрясает. С верхней части подъемника на крышу соседнего дома перекинут красивый ажурный мост, по которому можно выйти на улочку, приводящую к красивому барочному фонтану на площади. Здесь же сохранились руины монастыря с красивейшей готической церковью Карму 14 века. У церкви рухнули своды, поэтому ее интерьер, залитый солнцем, с готическими стрельчатыми арками на фоне ярко-голубого неба производят сильное впечатление. Теперь в церкви находится археологический музей.
Крепость Сан-Жоржи имеет весьма древнее происхождение. На этом месте была вестготская, а потом мавританская крепость. В 12 веке она стала королевской резиденцией и получила имя в честь св. Георгия – защитника Лиссабона. Именно здесь в 1499 году праздновали возвращение из Индии Васко да Гама. Позже крепость использовали как театр, тюрьму и арсенал. От стен замка открывается опять-таки весьма впечатляющая панорама города. Ниже крепости по холму спускается самый старый район города Алфама, с узкими переплетающимися улочками, булыжными мостовыми и множеством церквей. Встречаются улочки около 2 м шириной. Все мостовые выложены брусчаткой. В арабские времена это был весьма богатый городской район. Стены многих домов облицованы изразцами. Но и в других районах города тоже немало домов с изразцами – это любимое в Португалии украшение фасадов. И именно изразцы придают городу неповторимое очарование, свой индивидуальный колорит. Еще одна динамичная деталь городского пейзажа – маленькие одноглазые желтые вагончики быстро несущихся трамваев.
Узкие улочки привели нас к кафедральному собору Се. Старый средневековый романский собор с зубчатыми башнями весьма напоминает крепость. Именно благодаря мощным стенам он и выдержал толчки 14 века и страшное землетрясение 1755-го. Суровый вид собора смягчает красивое окно роза над порталом. Рядом находится церковь св. Антония Падуанского, которого в 20 веке римский папа объявил покровителем Португалии.
По дороге от Алфамы к дому мы посмотрели еще два интересных здания. Недалеко от триумфальной арки около Тежу стоит Каза-душ-Бикуш 16 века, фасад которого украшен маленькими четырехгранными пирамидками – очень красивая рустовка.
Еще ближе к арке расположена церковь Консесан-Велья с великолепным порталом в стиле мануэлино. Остановившись на этой сладкой ноте, мы помчались готовить ужин…
3 день
Примерно в 7 км от городского центра находится район Белен, здания которого отметило своим вниманием Юнеско. Богатый порт рядом с океаном теперь часть Лиссабона. Главным зданием и символом города стала знаменитая Беленская башня, построенная в 16 веке и словно плывущая по Тежу на маленьком островке. В ее суровый облик включены роскошные детали, среди которых башенки с ребристыми мавританскими куполочками, двойные окна с арками, опирающимися на колонну, открытая лоджия, резная балюстрада террасы.
Рядом установлен страшненький (в духе Церетелли) памятник первооткрывателям. Его установили в 1960 году к 500-летней годовщине смерти Генриха Мореплавателя. От памятника на противоположном берегу реки Тежу видна гигантская 28-метровая статуя Христа, созданная по образцу знаменитой статуи в Рио-де-Жанейро. Берега реки соединяет самый длинный в Европе подвесной мост, словно ниточка, протянувшийся над водой.
Второй несомненный шедевр этого района – монастырь Жеронимуш, к которому пристроен неплохой Национальный археологический музей.
По легенде король Мануэл I перед отправкой экспедиции в Индию дал обет построить в случае успеха монастырь. Король собственноручно заложил первый камень 21 апреля 1500 года. Огромный монастырь поразил современников декором в новом стиле мануэлино. Украшением фасадов являются огромные резные порталы. Здесь же похоронен Васко да Гама. Шедевром мануэлино стал и внутренний дворик монастыря.
Иногда мануэлино называют стилем морских открытий или канатным стилем. Среди многочисленных деталей декора встречаются морские канаты, кораллы, морские растения и даже навигационные приборы.
Рядом с монастырем разбит большой ботанический сад Ажуда с тропическими растениями и птицами, сбежавшимися к нам поесть вкусных булочек. 2 особо упорные птицы шагали за нами минут 20 по парку, как преданные собачки. В отличие от других стран Европы зимой в Португалии хорошая погода. Поэтому мы с удовольствием любовались различными цветущими растениями.
В Лиссабоне 92 дворца, но большинство из них закрыты для посещения. Дворец Ажуда в нескольких километрах от сада Ажуда относится к немногим открытым для посетителей. В 19 веке он был королевской резиденцией. Неоклассическое здание построили итальянские архитекторы. Значительно интереснее типичного для неоклассицизма фасада интерьеры здания. Здесь огромная коллекция декоративного искусства (изделия из стекла и фарфора, золотая и серебряная посуда, мебель, ковры и гобелены).
Вечером мы перебрались в противоположную часть города: за крепостью Сан Жоржи и старым районом Алфама находится рабочий район Граса. Сердце района – монастырь да Граса. Около него – великолепный мирадор – площадка с видом на весь город.
Церковь Сан-Висенти-ди-Фора имеет огромные дополнительные помещения, богато украшенные изразцовыми картинами. Азулежуш – уникальное португальское искусство создания огромных изразцовых картин, своего расцвета оно достигло в 18 веке. Такими картинами украшали церкви и дворцы, причем и снаружи и внутри. Все изразцы здесь выполнены в сине-белой цветовой гаме, что весьма перекликается с нашей Гжелью.
Церковь Санта-Энграсия восстанавливалась почти 300 лет (включая 20 век) после обрушения в 17 веке от ужасного урагана. В 20 веке в ней решили разместить Пантеон, но саркофаги и по сей день стоят пустыми – великие люди Португалии остались в своих гробницах на местах первичных захоронений.
4 день
Рано утром мы оправились на окраину города, где в определенные часы организовано посещение дворца Фронтейра. С момента постройки в 17 веке и до наших дней этот дворец принадлежит одной семье – маркизам Фронтейра. Часть помещений, где они проживают, естественно, закрыта для зрителей. Этот небольшой дворец окружен французским рациональным садом. В интерьерах можно полюбоваться изразцами, мебелью, картинами и коврами. Самой красивой частью ансамбля являются изразцовые украшения садовых построек. Вода с плавающими лебедями, зелень, архитектура и огромные сине-зеленые и коричнево-золотистые изразцовые панно создают невероятно красивое и изящное сочетание.
Вдоль берега Тежу на 5 км протянулся огромный современный комплекс зданий Парк Наций, построенный для проведения Всемирной выставки 1998 года. Здесь находится важная достопримечательность Лиссабона – Океанариум. Он был построен недавно, в 1997 году, и считается самым большим в Европе. Бассейн невероятного размера, расположенный в центре Океанариума (видимо, больше барселонского) в окружении других многочисленных аквариумов можно созерцать с трех уровней-этажей. Мимо нас скользили огромные акулы, скаты и прочие рыбы, создавая полное ощущение нахождения «внутри моря». Особо нам понравилась весьма архаичная на вид рыба, словно древняя окаменелось, она, не шевеля ни единой частью своего тела, двигалась в толще воды. В некоторых бассейнах плавали пингвины и другие птицы, разные морские животные.
От Океанариума прекрасно виден еще один большой лиссабонский мост Васко де Гама длиной 17 км.
5 день
Окрестности Лиссабона тоже весьма интересны для путешественника. В 27 км от столицы расположен городок Синтра, включенный ЮНЕСКО в список Всемирного наследия. Причем вниманием ЮНЕСКО отмечена не только архитектура города с дворцами, но и уникальный природный ландшафт. Действительно, редко когда творение рук человека и природная красота столь великолепно сочетаются. О Синтре с восхищением отзывался Байрон, здесь он написал многие строфы своего романа «Паломничество Чайльд-Гарольда».
В ожидании открытия Королевского дворца Синтра мы забежали в кондитерскую, и, попили чаю с великолепнейшими пирожными. Пасу-Реал стоит в центре города на возвышенности. Взгляд легко находит дворец благодаря двум огромным конусообразным дымоходам королевской кухни. В результате перестроек здесь возникло архитектурное смешение стилей. Чувствуется мавританское влияние в интерьерах с деревянными резными потолками, во внутренних двориках с фонтанами.
Интересна и роспись потолков, в одной зале плафон украшает множество сорок. Придворные дамы сплетничали о благосклонности короля к одной из них. И тогда король приказал изобразить этих птиц – символ болтливости, дабы дамы не забывали о правилах поведения. Нам очень понравилась кухня со старой посудой под двумя конусообразными трубами.
Королевскую резиденцию ныне окружают дворцы и виллы. Ближе к городской окраине стоит романтическая и загадочная усадьба конца 19 века Кинта-да-Регалейра. Хозяин усадьбы, наследник огромного состояния Монтейру, купив эту усадьбу конца 17 века, решил превратить ее в Эдем. В центре райского сада должен был находиться дворец философии.
Эклектичный, но очень красивый, просто сказочный дворец имеет множество тайных ходов и украшен витыми лестницами, богатым декором с использованием элементов мануэлино, готической и мавританской архитектуры. Богатый разной камин, крестовые своды и пол, выложенный красочной мозаикой со сценами охоты, – так выглядит одна из комнат.
Парк от дворца поднимается террасами по склону холма, он украшен часовней, небольшой башней, пещерами с потайными ходами, колодцем с витой лестницей. Монтейру вступил в масонскую ложу, и весь его парк был продуман в духе масонских идей, здесь же проводили обряд посвящения в ложу.
Синтра стоит у подножия гор. Некоторые вершины украшают дворцы. Например, фантастический псевдосредневековый королевский замок Пена (Перо) середины 19 века. Когда мы поднялись в нему, он утопал в тумане или даже облаках, и время от времени, как стыдливая красавица, обнажал нам разные части своего эклектичного архитектурного тела: восточные купола и минареты, готические башенки, детали в стилях ренессанс и мануэлино. Некоторые элементы дворца выглядят знакомыми не случайно. В конце 10 века этот дворец посетил Арсений Морозов (двоюродный племянник Саввы Морозова). Арсений побывал здесь вместе с архитектором Мазырином, которому и заказал построить «такое же» на Воздвиженке. Так в Москве появился эклектичный дворец с элементами мануэлино.
Хозяин замка принц Фердинанд приказал высадить на склонах горы экзотический лес из пальм, бамбука и других тропических растений. На Фердинанда повлияло соседство с английским текстильным магнатом Фрэнсисом Куком. В 3 км от дворца Пена Кук купил заброшенное имение и построил сказочный замок в индо-мавритано-готическом духе и первым разбил большой экзотический парк. Ближе к вечеру мы отыскали эту постройку, показавшуюся нам иллюстрацией к восточной сказке в лучах заходящего солнца.
На вершине еще одной горы, даже выше дворца Пена, тоже в тумане, растянулась огромная мавританская крепость 8-9 веков, из которой в разорвавшемся тумане открылся невероятный вид на городок Синтра.
6 день
На Синтре интересные достопримечательности в окрестностях Лиссабона не закончились. В окружении живописных садов недалеко от города находится королевский дворец Келуш, который часто называют португальским Версалем. Мы подъехали к нему со стороны огромной площади, вдоль которой вытянулся розовый фасад дворца, кажущийся особо длинным за счет небольшой высоты фасадов. Мне больше понравился фасад с криволинейным фронтоном со стороны красивого парка. Регулярный сад интересно вписывается в холмистый рельеф местности, его украшают фонтаны, пруды, разные беседки и канал, выложенные традиционными португальскими изразцами. Парадные и интимные покои дворца очень изящно оформлены с использованием стиля рококо, активно используются зеркала, хрустальные люстры, в некоторых залах – изразцы.
Из Келуша мы отправились в еще один королевский дворец – Мафра. В начале 18 века здесь возник монастырь. Когда из Бразилии хлынули огромные богатства, у короля Жуана V возникло желание затмить испанский Эскориал. Грандиозный ансамбль Мафры в стиле барокко включает дворец, церковь и монастырь. Забавнее всего смотрится сочетание гигантского фасада этого колоссального комплекса с игрушечными домиками городка Мафра. По свидетельству современников, над строительством здесь трудилось около 50 тысяч человек, и была потрачена половина государственных средств. Чтобы представить размеры этого гиганта, можно привести цифры: длина главного фасада – 220 м, 880 залов, 2500 окон, 5200 дверей. Великолепна монастырская библиотека 90 м в длину с 40 тысячами томов – это моя мечта. Для посещения открыто множество дополнительных помещений: аптека, больница, кухня и спальни. В отделке использовано большое количество мрамора различных оттенков.
От Мафры мы направились к побережью Атлантического океана. В 2,5 км от городка Кашкайш находится удивительное место, именуемое Бока-ду-Инферну (Дьявольская пасть). Здесь в прибрежных скалах образовался провал, в который ударяются волны с гулом, объясняющим название этой природной достопримечательности. При ударе в воздух взлетают столбы воды, и, мириады брызг окутывают наблюдающих чудо людей. Остаться сухим невозможно. Но и уйти невозможно, хочется стоять и стоять, любуюсь этим чудом природы.
Городок Кашкайш стоит на Лиссабонской Ривьере – Кошта-ду-Сол (Солнечный берег). Зимой здесь тепло, а летом не жарко. Местный микроклимат оценили еще римляне: уютные песчаные пляжи, эвкалиптовые рощи, виллы и отели, утопающие в зелени – все это притягивает ныне не только римлян.
Кроме нескольких церквей, Кашкайш интересен виллой графов Каштру Гимарайнш, стилизованной под маленький старинный замок с чудесным внутренним двориком.
7 день
В последний день нашего проживания в Лиссабоне мы решили углубиться на 150 км вглубь страны. Уже недалеко от границы с Испанией расположен город Эвора, исторический центр которого отметило своим вниманием ЮНЕСКО.
Эвора стоит на холме и окружена 3 км крепостной стеной. Город принадлежал римлянам, потом маврам, а еще позже средневековым португальским королям.
Акведук Агуа-Прата (4 км) был построен еще римлянами, реконструирован в 16 веке, теперь в него забавно встроены белые жилые домики. Акведук выходит за пределы старого города, где освобождается от вторжения жилого фонда.
В центре Эворы в окружении старых дворцов и церквей стоит храм Дианы. Этот римский периптер – самое известно сооружение в городе, он был построен во 2-3 веках. На высоченном стилобате уцелело 14 коринфских колонн. Около храма дворец герцогов плавно перетекает в монастырь Лоюш 15 века. Приятно было 31 декабря любоваться апельсинами на деревьях в монастырском дворике. Интерьер монастырской церкви облицован от пола до потолка очень красивыми голубыми изразцами. Изразцовые картины и орнаменты были выполнены отцом и сыном.
Мимо архиепископского дворца мы прошли к суровому средневековому кафедральному собору Се первой половины 13 века. Этот самый большой средневековый храм Португалии очень похож на замок, благодаря двум мощным зубчатым башням, фланкирующим фасад. Очень красив готический портал, украсивший собор в 14 веке. С башни собора открывается вид на весь город. В тяжелом, но красивом внутреннем дворике нас вновь порадовали оранжевые апельсины. Здесь же третий раз за два дня мы любовались радугой.
От собора мы спустились к площади Мавританских ворот с фонтаном и церковью Карму. Церковь украшает очень интересный портал, выполненный в виде завязанного морским узлом каната – это символ династии Браганса..
Главная городская площадь Жиралду окружена аркадными галереями с колоннами (некоторые античного происхождения). За фонтаном 16 века на площадь выходит фасад церкви Санту-Антан. Перед ней вплоть до 1821 года (!) инквизиция проводила казни.
Одна из самых красивых городских церквей Носа-Сеньора-да-Граса имеет великолепный ренессансный фасад, выполненный под влиянием идей Палладио.
Готическая церковь Сан-Франсишку с подковообразными мавританскими арками на фасаде особо знаменита капеллой Осуш – капеллой костей. Она полностью отделана изнутри костями и черепами 5 тысяч монахов. Надпись над входом гласит: «Мы, кости, лежащие здесь, ждем ваших». В общем, «Добро пожаловать!».
Погода в Эворе оставляла желать лучшего, дождь почти не прекращался, кроме того, ветер периодически переходил в ураган. Так на климате сказывается удаление на 150 км от океана.
Мимо монастыря Сана Клара через городские ворота мы вышли за пределы города и радостно отправились в сторону столицы, наблюдая постепенное улучшение погоды.
8 день.
В этот день, 1 января мы встали очень рано утром (часа в 4 утра) и покинули Лиссабон, чтобы переместиться на 300 км на север во второй по величине город Португалии – Порту. Сегодня это главный город севера страны и столица маленькой, но самой богатой провинции Дору-Литорал. Португальская пословица гласит: «Брага возносит молитвы Господу, Коимбра поет, Лиссабон веселится, а Порту трудится в поте лица своего». Именно из Порту начиналась реконкиста и морская экспансия Португальского королевства.
Старый центр города прекрасно сохранился, внесен ЮНЕСКО в Список всемирного наследия. Город расположен на двух берегах полноводной реки Дору. Ее берега отличаются невероятной крутизной. Поэтому, подъехав на машине к мосту Дона Луиша I, мы увидели панораму, от которой захватило дух. Берега соединяет несколько мостов, но именно этот ведет в старый центр. По его верхней части ходят пешеходы и ездят трамваи, по нижней – едут автомобили.
Глядя с этого моста, кажется, что смотришь с высоты птичьего полета, вспоминаются мосты через Босфор. Тоненькой ажурной нитью протянулся мост между берегами извивающейся реки, жилые дома, дворцы и церкви карабкаются по обоим берегам, радуя взгляд белыми и охристыми фасадами и красно-оранжевыми черепичными крышами; внизу у воды стоят лодки и совершенно сказочные кораблики.
Поскольку этот день был утром 1 января, город спал, как и большинство нормальных людей, а мы чувствовали, что сегодня все красоты только для нас.
Главное здание в центре города – суровый, опять похожий на замок кафедральный собор Се 12-13 веков. Утром в соборе шла очень красивая служба. От Се открывается вид на город, над которым зависла ярчайшая радуга (уже вторая за утро). Видимо, особенность португальской зимы с темными тучами и голубым небом провоцирует появление такого количества радуг. На площади перед собором установлена огромная витая колонна с короной. Соседнее здание с собором – бывший епископский дворец 17-18 веков, построенный в стиле барокко.
Рядом – церковь Санта Клара с ренессансным порталом и очень богатым резным и позолоченным барочным декором даже на крестовых сводах.
По многочисленным лестницам мы спустились к Дору, потом вновь немного поднялись и оказались у церкви Сан-Франсишку, построенной около 1400 года. Весь интерьер, как и в Санта Клара, украшен золоченной барочной резьбой. И, бесспорно, эта церковь – одна из самых красивых в Португалии. На позолоту здесь было использовано 370 кг золота. Напротив стоит церковь св. Николая, облицованная голубыми изразцами.
К апсидам церкви Сан-Франсишку примыкает Биржевой дворец 19 века с красивыми интерьерами, но 1 января они были закрыты.
Набережная Рибейра – самая живописная в городе, на нее выходят пестрые фасады отреставрированных домов с кованными балкончиками. По парапетам гуляют жирные чайки, а пролетающие мимо громко кричат. Недалеко от набережной есть несколько красивых дворцов. Слава Богу, нам не пришлось карабкаться пешком к кафедральному собору, мы нашли фуникулер и благополучно вознеслись над городом и рекой.
От кафедрального собора мимо очередного дворца наша компания прошла по пешеходной дороге на мост, дабы полюбоваться на бедный, но очень живописный район Байрру-да-Се. 5-6-ти этажные дома почти соприкасаются балконами, в лабиринте переплетающихся узеньких улочек развешено разноцветное белье. Раньше в этом районе жили портовые рабочие, но когда порт перенесли ближе к океану, жизнь в старом квартале стала замирать. Правда, в последнее время ЮНЕСКО планирует оживить этот район. Смотреть с моста вниз по-настоящему страшно. Домики под ногами кажутся игрушечными жилищами лилипутов.
От моста мы спустились к вокзальной площади. Стены главного зала вокзала Сан-Бенту украшены огромными изразцовыми панно (здесь 20 тысяч плиток), созданные художником рубежа 19-20 веков. Этот же художник украсил изразцами фасад церкви Конгрегадуш, стоящую на этой же площади наискосок от вокзала. От вокзала отходит улица Цветов, фасады домов богато украшены изразцами и кованными решетками. Здесь же стоит барочная церковь архитектора Назони.
Площадь Либердади считается главной городской площадью. В нескольких минутах от нее возвышается символ Порту – башня Клеригуш. Самую высокую (75 м) в Португалии, стройную шестиярусную колокольню построил знаменитый архитектор Назони в середине 18 века. Церковь и колокольня построены из красивого коричневатого гранита. Еще две церкви 18 века Кармелиташ и Карму пристроены друг к другу и издалека смотрятся единым архитектурным телом. Все эти постройки являют собой прекрасные образцы португальского барокко. Интерьер церкви Карму, кроме того, украшен позолоченной резьбой в силе барокко. Порту – поистине город множества великолепнейших церквей и, пожалуй, самый красивый город Португалии. Здесь бы хотелось пожить.
9 день
На побережье северной Португалии превалирует зеленый цвет, вдоль берега тянутся бесконечные песчаные пляжи, к которым подходят сосновые рощи. Эту часть страны называют Зеленым берегом. В 26 км от Порту на берегу реки, около океана, находится маленький городок Вила-ду-Конди. Приходская церковь украшена порталом мануэлино, над городом доминирует монастырь Санта-Клара и акведук. Особо сильное впечатление производит последний, протяженность акведука 5 км, что создает впечатление его бесконечности, его 999 арок уверенно шагают через городок, изящно поворачивая у монастыря. Этот акведук 16 века, несомненно, чувствует себя здесь хозяином.
В 70 км от Порту на высоком берегу реки Лима, тоже около океана, стоит город Виана-ду-Каштелу. Зимой океан подходит прямо к городским стенам. На площади Республики сохранился цельный ансамбль дворцов 16-17 веков (используются ренессанс, мануэлино и барокко). Среди них выделяется мощный романский фасад ратуши, в центре площади установлен красивый фонтан, а рядом госпиталь – первый в Португалии дом милосердия, украшенный забавными монстрами обоих полов. Около ратуши распыляли искусственный снег, которому несказанно радовались местные детишки. Приходская церковь города, как всегда, больше похожа на суровую крепость. В городе есть еще несколько интересных церквей.
Над городом главенствует гора Санта-Лузия (195 м). На ней построено одноименное святилище 1926 года, скопированное с церкви Сакре-Кер в Париже. Паломники поднимаются к святилищу пешком, ну, а мы предпочли фуникулер. От церкви открывается великолепная панорама Лимы, города и побережья океана с белыми волнами, лижущими чистейший песок.
Ближе к вечеру мы приехали в городок Барселуш, стоящий на берегу реки Каваду. Средневековую часть Барселуша украшают музеи и церкви. Основанный римлянами город был резиденцией первого герцога Браганса. В развалинах старинного дворца графов Барселуш располагается под открытым небом неплохой археологический музейчик. Воздвигнутый по соседству кафедральный собор украшен голубыми изразцами.
С Барселушем связана знаменитая португальская легенда. Одного паломника схватили в Барселуше и отвели к судье, а тот приговорил несчастного к виселице. В это время судье подали обед с жареным петушком. При виде птицы, паломник взмолился о заступничестве к св. Иакову, пусть хоть петух подтвердит его невиновность. Свершилось чудо – петух закукарекал! Паломник поставил в городе крест (сейчас – в музее) в благодарность за избавление, а фигурка петуха стала символом Португалии и талисманов путешественников. Большие фигуры разноцветных петухов украшают весь город.
На центральной городской площади стоит церковь Сеньор-ду-Круш с закругленными углами и куполом. Здесь же сохранилась главная башня сурового замка и красивые дома. Но самое сильное впечатление произвело сочетание городской архитектуры с великолепной новогодне-рождественской вечерне-ночной подсветкой городка. В эти праздничные дни все города Португалии украшены прекрасной иллюминацией, но Барселуш несомненно вышел победителем. Новогодняя елка, десятки цветных порхающих ангелов над улицами, иные чинно спустились на землю…
И последним завершающим аккордом стало катание на огромной карусели, движущееся по волнистой поверхности. Нам подарили лишние билетики и дети, а потом и Стас, катались до моего головокружения.
10 день.
Брага – второй по величине после Порту город на севере Португалии. В Браге более 300 церквей, поэтому ее часто называют «португальским Римом». Уже в 3 веке до н.э. здесь было поселение, а в 6 веке свевы, вытеснив римлян, сделали город столицей своего королевства. В 8 веке арабы отняли город уже у вестготов. Только к 11 веку Брага вернулась к христианам, и до завоевания Коимбры и Лиссабона в Браге оставалась резиденция португальских королей. В 18 веке в городе было построено много зданий в стиле позднего барокко – здесь сложилась своя архитектурная школа.
Исторический центр компактен. На площади Республики в сквере стоит церковь Конгрегадуш 18 века с двумя большими колокольнями. Около площади сохранилась башня Менажен от средневековой крепости 14 века. Сам замок с тюрьмой жители разрушили прямо, как Парижскую Бастилию.
Мимо красивейших изразцовых домов и уютной площади мы подошли к кафедральному собору Се. Это романский собор, который достраивали и перестраивали до 19 века, поэтому есть эклектичные детали. Апсидную часть украшает символ Браги – статуя кормящей Богоматери под изящным готическим навесом между двумя гербами.
Нас потряс музей – сокровищница собора с огромным количеством золотых окладов, крестов, церковной одежды, например, одна дарохранительница 18 века украшена 450-ю алмазами. В общем, наша Оружейная палата на этом фоне – провинциальный музейчик.
Около собора стоит очень красивая ренессансная церковь Мизерекордия. Старый город чудесен удивительным сочетанием церквей и дворцов со старыми площадями и маленькими улочками – это целостный архитектурный ансамбль. Ощущение дополняла льющаяся отовсюду по случаю праздников церковная музыка.
Дворец Бишкаиньюш дал нам представление о жизни местного дворянства в 17-18 веках. Особенно порадовал уютный зеленый сад с цветущими красными цветочками деревьями и яркими апельсинами. Да, такой и должна быть зима!
В городе много фонтанов, самый знаменитый фонтан с пеликаном установлен перед зданием муниципалитета – красивым барочным дворцом 18 века. Между последним и кафедральным собором стоит готический дворец епископа 14 века, а перед дворцом разбит настоящий регулярный сад Санта-Барбара. На одной из площадей установлена римская колонна. А площадь Санта Круш сливается со следующей площадью, на них главенствуют сразу два собора: Санта Круш и церковь Сан-Маркуш с больницей.
Отдельного внимания заслуживают церковь Носа-Сеньора-а-Бранка, фасад которой украшает статуя Богоматери и изразцы. Церковь Сан-Виктор выделяется красивым интерьером. Ее стены покрывают изразцовые панно и деревянные позолоченные рельефные узоры.
В 2 км от Браги около церкви Сан-Франсишку бенедиктинского монастыря сохранилась одна из старейших в стране построек – вестготская часовня 7 века. Это маленькое, но очень монументальное крестово-купольное здание.
Другая знаменитая церковь Бон-Жезуш-ду-Монти находится в 5 км от города. Брага знаменита паломническими церквями, а это произведение португальского барокко 18 века – самое знаменитое. Церковь построена на вершине горы (564м), куда ведет фуникулер, но мы поднялись на машине. Лестницу к храму строили около столетия, и она действительно впечатляет. Ее зигзагообразные марши украшают террасы для отдыха, павильоны, скульптуры, обелиски и часовни. С вершины виден весь лестничный каскад и Брага.
Ближе к вечеру мы приехали в город Гимарайнш. Его историческая часть тоже привлекла внимание ЮНЕСКО. Крепость Сан-Мигел – наиболее ранний памятник романской архитектуры в Португалии. Ее построили из больших серых каменных блоков еще в 10 веке, а в 12 веке крепость была расширена, став резиденцией Генриха Бургундского. В центре крепости высится огромная башня 28 м. Около крепости стоит маленькая романская капелла. От капеллы совсем недалеко до дворца герцогов Браганса. Особенно впечатляет в этой постройке 15 века 39 кирпичных труб и высокая островерхая крыша. Все эти постройки сейчас стоят на территории парка.
В Гимарайнше есть и несколько интересных готических и барочных церквей: Сан-Домингуш, Сан-Франсишку и Сантуш-Пасуш.
На главной площади Старого города построена красивая средневековая церковь 14 века Носа-Сеньорра-да-Оливейра с внутренним двориком. Как всегда, вечерняя подсветка полностью преобразила город.
Эту ночь мы провели в поузаде на вершине холма над Гимарайншем. Португальские поузады – это отели в замках, крепостях и монастырях. Наша поузада была монастырем с внутренним двориком, садом с бассейном и водопадом. Ее церковь по-прежнему действует, а монастырские кельи стали большими роскошными номерами с толщиной стен в несколько метров. Зал ресторана разместился среди массивных колонн, видимо, в помещении трапезной. В целом, очень колоритно.
11 день.
Утром, вновь полюбовавшись нашей поузадой с водопадиком и чудесным монастырским двориком, мы двинулись дальше. В 8 км от Гимарайнша (но нам показалось, что это 40 км) находится Ситания-ди-Бритейруш. Это место интересно своей уникальностью. Древнее поселение железного века (ситания) начали раскапывать еще в 19 веке. К сегодняшнему дню открыты руины 200 каменных жилищ круглой или овальной формы. Сначала здесь жили лузитане, с 4 в. до н.э. – кельты, а со 2 в. – римляне. Руины поднимаются по склонам холма, на который и нам пришлось залезть.
От Ситании мы сильно удалились от Атлантики вглубь страны. До океана и до Испании было примерно равное расстояние. Как и в случае Эворы, погода по мере удаления от побережья стремительно ухудшалась. Большие куски трасы были похожи на кадр из мультика «Ежик в тумане», правда, ежик в свое тумане видел хотя бы что-то. Видимость перед машиной была буквально несколько метров, поэтому мы ели-ели ползли в слепую и наблюдали на термометре понижение температуры почти до 0 градусов.
Город Вила-Реал (Королевский город) расположен действительно по-королевски, он стоит на границе природного парка, на скале в окружении холмов. Внизу протекает полноводная река Коргу, в которую впадает узкая горная и с водопадиками речушка. В центре как всегда имеется средневековый собор Се с колокольней 18 века. К эпохе средневековья относится и капелла Сан-Браш с пристроенной церковью Сан-Диниш. Есть в городе несколько церквей 16-18 веков, что делает его вполне достойным посещения. В оформление церквей (капеллы Нова и Мизерекордия, церкви Сан-Педру и Носа-Сеньора-ди-Гваделупе) используются изразцы и золоченая резьба. Эти уже привычные способы декора не перестают радовать от храма к храму.
В 4 км от Вила-Реал в окружение великолепного сада спряталась небольшая и очень изящная постройка 1750 года – дворец Матеуш. Это чудо португальского барокко, построенное знаменитым архитектором Назони, кажется немного игрушечным. Сказочная постройка отражается в неподвижной клади прямоугольного водоема. Назони построил дворец для Антониу Жозе Болелью Морана и его потомки живут здесь до сих пор, поэтому прекрасно сохранились интерьеры с деревянными резными потолками, мебель, живопись, посуда и керамика. Кроме того под маркой дворца выпускают вино, джемы и различные соусы. Интересно, что экскурсию нам провели здесь на французском, а не английском. Увидев мое удивление, сотрудница дворца рассказала, что в Португалии живет много французов, кроме того, очень тесные связи с Францией, поэтому многие португальцы знают французский язык. Это приятно.
На обратном пути, по мере приближения к океану туман исчез, температура и настроение повысились.
Между Вила-Реал и Порту на берегу широкой и достаточно бурной реки Тамега стоит маленький старинный типично португальский городок Амаранти. Он знаменит монастырем Сан-Гонсалу 16 века и несколькими церквями.
12 день.
На следующее утро мы вернулись на побережье Атлантики и слегка приблизились к Лиссабону. Пора начинать путь назад с севера к столице.
В 8 км от океана на реке Воге стоит город Авейру (опять в списке ЮНЕСКО). Нам он не показался одним из самых красивых городов страны (так считает ЮНЕСКО), но, тем не менее, Авейру действительно интересен сетью каналов, по которой скользят маленькие лодочки. В исторической части сохранился ряд старых церквей, но больше всего нам понравился музей Авейру, расположенный в доминиканском монастыре. Барочный позолоченный деревянный резной интерьер с алтарем в монастырской церкви – великолепен.
Еще ближе к Лиссабону на крутом берегу реки Мондегу находится главный город провинции Бейраш – Коимбра. Это город, наверное, самый значимый после Лиссабона и Порту, в первую очередь он знаменит университетом — одним из старейших в Европе.
Город начинался с римского поселения Конимбрига 6 века (сейчас его руины за пределами города). В 8 веке за обладание городом боролись мавры и христиане, и до 11 века здесь мирно уживались христиане, мавры и иудеи. Были же места, где они мирно уживались!
В 11 веке городом завладели тамплиеры, а в 12 веке Коимбра стала первой столицей португальского королевства и оставалась ею более 100 лет. Кроме того, напомню, что именно с Коимброй связано имя знаменитого Салазара, изначально доктора здешнего университета.
Старый город карабкается на высокий холм к 2-м соборам Се и Университету.
Еще не очень далеко от реки на старой рыночной площади находятся две церкви: Сан-Бартоломеу и Сантьягу 13 в., последнюю украшает великолепный романский портал. От площади вверх на холм взбегают многочисленные узкие улочки. Недалеко от площади Комерсиу на еще одной площади с фонтаном стоит красивый Августинский монастырь Санта-Круш с порталом в стиле мануэлино. В интерьере на изразцовых голубых стенах выделяется каменная резная кафедра тончайшей работы (16 в.).
Через построенные еще маврами ворота, мы прошли в самую старую часть города – Алмедину. В центре этого района стоит старый собор Се (Се-Велья) 11-12 веков, построенный из желтоватого известняка. Собор очень тесно зажат другими постройками, поэтому к его фасаду, похожему на суровый замок, надо подниматься от реки, а к апсидной стороне, наоборот, спускаться сверху. Алтарь здесь выполнен из резного и позолоченного дерева.
Еще выше расположен епископский дворец (теперь музей), с его террасы открывается красивый вид на Се-Велья и другие дома. На площади рядом с дворцом в 16 века в стиле раннего барокко, популярном в Коимбре, построили Новый кафедральный собор.
Итак, на вершине Коимбры, словно царь горы, стоит главное городское здание – Университет, учрежденный королем Динишем еще в 1290 году. Путь к знаниям должен быть непрост, это настоящее восхождение через тернии к звездам. Даже дыхание перехватывает в пути.
Среди знаменитых выпускников этого учреждения, кроме Салазара, — св. Антоний Падуанский. Символом Университета стала башня-колокольня с барочными часами и колоколом, красивы изразцовая маленькая капелла Сан-Мигел и актовый зал для торжественных собраний студентов. Самое сильное впечатление на меня произвела старая библиотека рядом с капеллой. Вдоль стен трех роскошно оформленных залов стоят стеллажи с 1 млн томов и 3 тыс. манускриптов. Пожить бы здесь…
На противоположном берегу реки находятся два монастыря Санта Клара (старый и новый), а также детский парк «Португалия для малышей». В уменьшенном виде воссоздана Португалия времен колониальной империи. Экспозиции в тематических домиках рассказывают про заморские владения. Потом просто уменьшенные знаменитые здания Португалии позволяют детям по ним полазить и почувствовать себя Гуливерами.
Вечером в лучах заходящего солнца река и весь старый город являют захватывающее зрелище, от которого трудно оторваться.
13 день
В 16 км от Коимбры раскопаны руины древнего римского города Конимбриги. Прекрасно сохранились стены, множество развалин домов, термы, форум. Особенно интересен «Дом фонтана», который украшают многочисленные мозаики, причем использованы ни только геометрические орнаменты, но и изображения людей и животных.
Следующий город на нашем пути уже в 100 км от Лиссабона – город рыцарей-тамплиеров Томар. Город они получили в благодарность за борьбу с маврами во время реконкисты, Томар фактически стал столицей ордена в Португалии.
В 12 веке тамплиеры возвели здесь суровую романскую крепость. Естественно, ЮНЕСКО внесло крепость в свой Список всемирного наследия.
Крепость стоит на вершине холма, а сам город лежит ниже, в излучине реки Наван.
Внутри замка тамплиеры построили необычную церковь-ротонду Шарола. Это 16-гранная мощная башня, разделенная на части контрофорсами. В это редкое для Европы центрическое здание вписана меньшая, 8-угольная арочная ротонда. В начале 16 века романскую ротонду украсили декором в стиле мануэлино. В первую очередь это фески с пышными гербами и орнаментами. Эта ротонда выполняла роль алтарной части церкви.
Монастырь внутри крепости построили тоже в стиле мануэлино в том же 16 веке. Получилась сказочно прекрасная постройка, ставшая со временем еще более фантастической, поскольку время и дожди разрушили некоторые детали, изменили цвет камня. Морской, диковинный облик монастырю придает зелененький мох, выросший на многих местах. Кажется, что это древний затонувший корабль, поднятый с морского дна.
Стены монастыря украшают три знаменитых окна, выполненные в «морском» стиле. Самым прославленным стало огромное прямоугольное окно нижнего этажа. Корни и ветви дуба поддерживают бюст капитана, обвивают мачты по бокам композиции. Венчают окно королевские символы короля Мануэла и крест (символ ордена Христа). Окна окружают цепь (символ ордена Золотого руна) и лента (символ ордена Подвязки). Англия предлагала Португалии списать весь государственный долг в обмен на одно окно этого монастыря! Но как видно, португальцы не согласились.
Кроме окон, стены украшает великолепная каменная резьба в виде переплетенных, похожих на водоросли растений, какие-то нагромождения кораллов или стволов. Все здание охватывают мощные резные канаты, по плоской кровле проходит узорчатое геометрическое ограждение, на северном фасаде выступают округленные башни-контрфорсы.
В монастыре несколько внутренних двориков. Самый красивый – это, несомненно, Двор Филиппа, который позже переименовали в Двор Жуана III. Конструкцию этого двора простой не назовешь, но выглядит она стройной и изящной. Со всех четырех сторон двухъярусную галерею двора украшают три широких арочных пролета, между которыми вставлены колонные портики, в нижнем этаже – дорического ордера, в верхнем – ионического. Между колоннами пробиты прямоугольные двери, а также тоже прямоугольные и круглые окна. По углам двора построены цилиндрические объемы, внутри которых поднимаются винтовые лестницы, заканчивающиеся куполочками.
Главный богато украшенный портал храма мы посмотрели в самом конце. Он был создан тоже в 16 веке и ныне почищен, обнажая реальный светло-золотистый цвет камня.
Кроме многочисленных дворов (5 или 6) в монастыре множество иных помещений: дормиторий, трапезная, монашеские кельи. Эта крепость-монастырь фактически целый городок.
В самом городе Томар очень красива центральная городская площадь (как всегда Республики) с церковью Сан-Жуан-Баптишта. Основные посетители площади – голуби, они десятками сидят на лавочках и сотнями маршируют по красивой черно-белой шахматной брусчатке. На Нику голуби возложили большие надежды, предполагая найти у нее некую булочку. Получилась картинка: одинокая девочка на площади и марширующие к ней голубиные толпы.
В городе есть и другие церкви, а также синагога 15 века, причем это самая старая в стране синагога. В Томаре с 14 века проживала большая еврейская община.
Уже вечером под моросящим дождиком мы забрались в крепость-замок города Лейрия. Охранник замка даже не хотел нас пускать.
Замок стоит на поросшем лесом холме и виден в городе с любой точки. Массив здания украшает и облегчает изящная лоджия из 8 арок. Из высоких стрельчатых арок открывается вид на город. На территории замка стоит готическая церковь 12-15 веков. Вечером замок короля Диниша очень красиво подсветили.
14 день
Утром вид на Лейрию и замок порадовал нас особенно. В лучах солнца стены отливали золотым цветом, сверкали красные черепичные крыши.
В 11 км от Лейрии в городочке Баталья стоит огромный готический монастырь Санта-Мария-да-Витория 14-16 веков, внесенный ЮНЕСКО в список всемирного наследия.
14 августа 1385 года в битве при Алжубарроте португальцы отвоевали у короля Кастилии право на независимость. Перед боем король дал обет построить монастырь и сдержал свое обещание. Монастырь Баталья – это монастырь Битвы. Перед главным фасадом установили памятник герою той памятной битвы, когда Португалия обрела самостоятельность.
Кроме того, теперь здесь находится усыпальница Авишской династии и могила Неизвестного солдата Первой мировой войны.
Трехнефная базилика с 5 апсидами построена из серовато-золотистого известняка, который со временем приобрел множество различных оттенков. Западный фасад построен в стиле английской готики и декоративен. Декоративность ему придают аркбутаны и множество башен с остроконечными пирамидками, ажурная балюстрада, опоясывающая все здание, стройные стрельчатые окна и, конечно, горгульи. Над порталом в центре фасад расположено огромное окно-роза.
В интерьере удивительной красотой сводов отличается капелла Основателя монастыря. Снаружи она кажется небольшой, а внутри поражает величием. В квадратное помещение вписан восьмиугольник, перекрытый куполом, опирающимся на пилястры. От пилястров расходятся нервюры, образуя в своде восьмилучевую звезду. Этот мотив был очень популярен в мавританском искусстве, звезду можно встретить и в Испании, и в Англии. Звездообразные своды украшают в монастыре и зал капитула. В капелле Основателя вдоль стен стоят гробницы, в центре в саркофагах, стоящих на 6 каменных львах лежат король Жуан I и королева Филипа.
Одну из алтарных капелл украшают витражи 15-16 веков.
В монастыре два клуатра – Королевский двор и двор Афонсу V. В начале 16 века готический монастырь украсили в стиле мануэлино. В первую очередь это преобразование коснулось Королевского двора. В галерею со стрельчатыми арками была добавлена ажурная мраморная резьба, напоминающая арабские деревянные решетки – мушарабийи. В резьбу арок, наряду с типичными для мануэлино растениями, гербами, медальонами, крестами, введены бутоны лотоса. В углу двора расположен типичный мусульманский фонтан в окружении резных арок под нервюрной звездой в своде.
Особенно великолепно в стиле мануэлино отделан пантеон-ротонда (Капелаш-имперфейташ – Незавершенные капеллы) – шедевр португальской архитектуры. В ротонду ведет отдельный вход с улицы. Центрическую постройку в форме восьмиугольника с семью глубокими капеллами пристроили к апсиде церкви. Место восьмой капеллы занимает огромный 15-метровый портал с толщиной резных стен 4 м. Ротонду должен был перекрывать купол – сохранились мощные пилоны для его опоры, которые теперь высятся на фоне голубого неба, придавая постройке фантастические очертания. Витражи, пронизанные солнцем, создают на стенах капелл цветные отражения.
В 20 км от Батальи стоит маленький городок Алкобаса, здесь живет всего 5 тысяч человек. В этом городке находится самый большой в стране раннеготический монастырь Санта-Мария-ди-Алкобаса (как всегда, в списке ЮНЕСКО).
Монастырь строили в 12-13 веках из местного золотистого камня, это более старый монастырь по сравнению с Батальей, и мануэлино здесь не использовали. В архитектуре еще очень чувствуется суровый дух романики. Хотя в 18 веке базилику перестраивали в духе барокко, тогда появились башни-колокольни и фронтонная композиция с волютами. От средних веков сохранился портал и ажурное окно-роза.
Фасад базилики кажется гигантским по сравнению с маленькими городскими домиками, выходящими с противоположной стороны на просторную площадь.
Интерьер собора отличается той же гигантоманией, 106 м в длину и 19 м в высоту, причем все три нефа имеют одинаковую высоту, а вот ширина центрального почти вдвое превышает ширину боковых. Поскольку это паломническая базилика, здесь существует круговой обход вокруг алтаря, в обходе расположены 9 капелл.
В церкви стоят самые знаменитые готические надгробия – короля Дона Педру I и Иниш ди Каштру середины 16 века. История любви короля и королевы превратилась в португальскую легенду о любви. Союзы по любви в королевских семьях заключались крайне редко. И тем не менее…
Иниш ди Каштру происходила из древнего кастильского рода и прибыла ко двору в свите испанской принцессы Констансы, невесты Педру. Констанса умерла вскоре после свадьбы, а инфант страстно влюбился в ее фрейлину и захотел повторно жениться. Король-отец, естественно, воспротивился. Но инфант сочетался с Иниш тайным браком, и у них родились дети.
Однажды король-отец ненадолго отослал Педру из семейной резиденции в Коимбре, и в это время подослал убийц к его жене. Убита была и Иниш и дети (в ГРМ есть картина Брюллова, посвященная этому трагическому сюжету). Дон Педру собирался идти на отца войной, но тот, к собственному благу, внезапно скончался. Инфант наследовал трон, разыскал убийц жены и жестоко их покарал.
Однако португальский двор отказался признать детей Педру от Иниш наследниками. Король же приказал извлечь тело жены из саркофага и короновал её посмертно. Все придворные были вынуждены целовать руку мертвой королевы. Затем Иниш была похоронена в монастыре Алкобаса.
Педру приказал установить оба саркофага (он предчувствовал скорую смерть) в противоположных рукавах трансепта собора, чтобы в день Страшного суда, восстав из гроба, супруги в первую очередь увидели друг другу. Это история о любви, которая сильнее смерти!
Кроме паломнической базилики, монастырь включает трапезную, дормиторий, зал капитула, библиотеку, большую кухню и прочие подсобные постройки. Некоторые залы с многочисленными колоннами под крестовыми сводами удивительно красивы и поражают огромными размерами. Нам очень понравилась кухня с гигантской вытяжной трубой. Дети, стоя под ней, казались маленькими гномиками.
К церкви примыкают два замечательных внутренних дворика. В богато украшенном клуатре короля Диниша 14-16 веков растут апельсиновые деревья. В северной части двора стоит фонтан.
Последним городом на нашем пути к Лиссабону стал Обидуш. Он расположен в 77 км от столицы и совершенно не изменился с 13 века, город полностью сохранил свой средневековый облик, оставшись в пределах крепостных стен с 6 воротами. Мы приложили немало усилий, чтобы въехать в городок с 1 тысячей жителей на машине и припарковаться в нем на ночь.
Обидуш считается классическим примером португальского средневекового городка. В центре на возвышенности стоит замок (теперь – поузада), к которому по холму карабкаются узкие мощеные улочки с белыми домиками, средневековыми и барочными церквями, украшенными сине-белыми изразцовыми панно. Именно в Обидуше в 18 веке изразцовые картины «вышли» из интерьеров на внешние стены зданий. В главных воротах встроена небольшая капелла с балконом. Она полностью украшена синими изразцами.
Вдоль городских стен тянется парк со скамеечками, отсюда открываются чудесные виды на сельские окрестности и на закат солнца, озаряющий все небо. Внизу у стен мы встретили пасущихся оленей. Сразу вспомнились ручные олени из Японии. С другой стороны стен сохранился 3-х км акведук.
Вечером городок, как всегда, чудесно озарился иллюминацией. Сам город отступил во тьму, а яркие фонарики оторвались от стен и зажили своей самостоятельной таинственно-веселой жизнью.
Охватывая мысленным взором эти две недели в Португалии, испытываешь исключительно положительные эмоции в адрес этой чудесной, словно спрятавшейся от всех на краю земли, небольшой, но крайне интересной страны. В общем, всем советую…