Искусство – вид духовного освоения действительности – для меня это не абстрактные слова, а мысль, которая ведет по жизни.
Часто перед подростком стоит вопрос выбора профессии, для меня примерно лет с девяти было очевидно, что я хочу заниматься искусством. Я рисовала почти каждый день. Параллельно со старшими классами школы закончила факультет художников печати при Институте журналистики. Нас учил прекрасный книжный художник-график Ганнушкин. Кроме того, я занималась в мастерских художников (родственников и друзей) под их чутким руководством. После школы я поступала в художественный вуз. Моя мама – художник, дед – художник, сестра бабушки – художник, в общем, традиция и наследственность.
Но параллельно я обожала историю (мой отец – историк и политолог – тоже наследственность), посещала все Московские выставки, по каждой писала длинные отзывы; дома была прекрасная библиотека книг по искусству. Литература, история и мировая художественная культура стали в старших классах моими профилирующими предметами. В те годы наша школа в Москве была одной из самых лучших, со многими учителями я сохранила прекрасные отношения и после школы.
Поступив в Московский государственный университет им. Ломоносова на исторический факультет на отделение истории искусства, я была счастлива. С детства я мечтала учиться именно здесь, ведь этот храм наук построил архитектор Руднев, брат моей прабабушки. Поэтому еще маленькой мне казалось, что это «наш университет».
Университет я закончила с золотой медалью, а преподавать начала еще будучи студенткой. Сначала я занималась с абитуриентами, но потом стали появляться и дети – младшие школьники. Однажды, сразу по окончанию Университета, мне позвонила мама трехлетнего мальчика. Мне было страшно, но интересно попробовать заниматься с таким малышом. Все знакомые педагоги отговаривали, многие говорили, что историю искусства детям младше 10 лет преподавать невозможно. Эту мысль я слышу очень часто и по сей день. Но я попробовала и ни разу не пожалела о своем решении. В тот же год ко мне пришли заниматься еще несколько дошкольников.
Тогда же у меня возникло желание выйти за пределы только истории искусств и истории, создав полноценный курс по всей мировой художественной культуре. Конечно, история искусства и история составляют сердцевину моего курса, но мы немного изучаем философию, литературу, историю религий и мифологию, даже географию, потому что карты являются обязательным спутником уроков. По сути мой огромный курс подходит для любого возраста, просто я адаптирую его в зависимости от возраста занимающегося. Заниматься с малышами мне очень помогают все детские развивающие программы (Марии Монтессори, Глена Домана, вальдорфской школы, Зайцева и т.д.), с которыми я неплохо знакома. Об этом опыте можно прочитать в моей статье «О занятиях историей искусства с дошкольниками».
Сейчас среди моих учеников есть люди разного возраста, начиная с малышей 3,5 лет и заканчивая их бабушками и дедушками, но, если честно, дети дошкольного возраста и младшие школьники – моя любимая возрастная группа. В этом возрасте они впитывают информацию как губка, легко запоминают огромные объемы информации, создают прекрасные произведения искусства, используя самые разные техники, по мотивам или просто под впечатлением от шедевров искусства.
Что касается старшеклассников и взрослых – им, конечно, нужны просто теоретические занятия. Хотя и с ними (если есть желание) я тоже занимаюсь живописью, квиллингом, мозаикой и т.д. Во многих московских школах нет истории искусства, плохо изучается зарубежная литература, есть пробелы с таким важным предметом, как «история». В американской и британских школах, вообще хромает весь гуманитарный блок, дети не могут красиво письменно и устно излагать свои мысли на родном языке. С некоторыми ребятами половину времени урока мы уделяем именно литературе.
Взрослые люди часто обнаруживают, что тоже имеют пробелы в знаниях и возникает желание их восполнить, многие путешествуют и хотят хотя-бы немного разбираться в том, что видят, узнавать архитектурные стили, художников и не «плавать» в основных событиях мировой истории. Процесс образования, самообразования должен и может продолжаться всю жизнь.
На протяжении двадцати лет я активно путешествую по миру, поэтому могу считать себя профессиональным путешественником. Я посетила более 30 стран, во многих была по несколько раз. Все путешествия я (с моим мужем) организую самостоятельно, поэтому это полноценные «экспедиции» по углубленному знакомству со страной во всех ее ипостасях, но в первую очередь, конечно, с искусством и историей страны. По каждой поездке я пишу статью (можно почитать на сайте), снимаю видеофильм, делаю фотографии. Последние годы на основе этого материала я стала делать книги по поездкам (некоторые можно посмотреть на сайте). Все эти материалы используются и для преподавания.
Благодаря поездкам в моей многотысячной слайдотеке много «живых» кадров – т.е. сделанных не на основе книг и альбомов, но сфотографированных на месте во время путешествия.
Микеланджело говорил, что «искусство ревниво: оно требует, чтобы человек отдавался ему всецело», это действительно так. В моей жизни несколько «страстей» (помимо моей семьи) – это преподавание, путешествия и занятия искусством (по-прежнему работаю как художник в остающееся свободное время). Все эти составляющие взаимно дополняют и обогащают друг друга, повышая качество исполнения мною каждого в отдельности. Эти «страсти» стали моим призванием, полностью занимают не только мой разум, но и сердце, доставляют мне огромную радость, несут новые знания. А этим очень приятно делиться с другими людьми.
Напоследок хочется поделиться замечательными цитатами:
Творить – значит убивать смерть. Р. Ролан
Благо, даруемое нам искусством, не в том, чему мы научимся, а в том, какими мы, благодаря ему, становимся. О. Уайльд
Искусство есть такая потребность для человека, как есть и пить. Потребность красоты и творчества, воплощающего ее, — неразлучна с человеком, и без нее человек, может быть, не захотел бы жить на свете. Ф. М. Достоевский
Можно лгать в любви, в политике, в медицине, можно обмануть людей… но в искусстве обмануть нельзя. А. П. Чехов
Земля в конце концов выветривается, и пыль улетает с ветром, все ее люди умирают, исчезают бесследно, кроме тех, кто занимается искусством. Экономика тысячелетней давности кажется нам наивной, а произведения искусства живут вечно. Э. Хемингуэй
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Василий Александрович Сухомлинский
…Кто испытал наслаждение творчества, для того все другие наслаждения уже не существуют. А. П. Чехов