Говорят в Греции есть все кроме крокодилов, это неправда — крокодилы в Греции тоже есть, в зоопарках.
Я думаю, что многие путешественники, поездившие по миру, на вопрос в какую страну они хотели бы в первую очередь вернуться, ответили бы ни на секунду не задумываясь — в Грецию. Феномен этой удивительной страны до сих пор остается загадкой, разгадать которую полностью наверно не представляется возможным. Здесь есть, что-то от божественного происхождения, от райского сада. Иногда во сне нам являются образы прекрасных сказочных мест, и мы никогда не бывавшие в раю, начинаем осознавать, что это его сады и замки, тот «небесный Иерусалим», образ которого многие века тревожил человека. Это же ощущение возникает на земле Эллады. Перефразируя хорошо известную фразу можно сказать, что цель всякого путешественника: «увидеть Грецию и умереть».
Частью феномена этой страны является память прошлого, кажется, что каждый камень, каждое дерево, каждая волна Эгейского моря несут в себе вечную память о тех прекрасных днях, когда мифы и легенды казались само собой разумеющейся реальностью. Современные жители, живущие в окрестностях крепостей Тиринфа и Микен до сих пор считают себя потомками древних ахейцев, это конечно не возможно, поскольку они были уничтожены пришедшими более варварскими племенами дорийцев, потомками которых могут отчасти считать себя современные жители Греции, но удивительно само чувство преемственности так сильно развитое у современных греков. Их поразительная доброжелательность и гостеприимство тоже вызывают в нашей памяти священный обычай гостеприимства в Древней Греции. Возможно современные греки не помнят о древности этого обычая, но он видимо стал частью их генофонда.
Если спросить современного туриста памятники какого города он знает хуже всего, то слегка смутившись, он ответит вам, что родного. Греки здесь тоже представляют нам удивительное исключение из такого печального правила, вы можете остановить любого из них на улице и он, возможно даже на вполне приличном английском, ответит вам на любой вопрос касательно местонахождения и некоторых других особенностей интересующего вас музея, святилища или акрополя. Они удивительно любят и гордятся своей страной, они не говорят об этом, но это чувствуется в их аккуратно возделанных бескрайних оливковых рощах, белых каменных домиках, на балконах которых множество ярких цветов, в ухоженных святилищах, территории которых расширяются за счет постоянных раскопок, прекрасных многочисленных музеях, разбросанных по всей стране, пополняющихся в результате раскопок, к музеям и святилищам ведут многочисленные указатели. В Фессалониках, неофициальной северной столице Греции, чешские эмигранты убеждали нас, что это лучше место на планете. А мы, здесь, дома уж так устроены, что все кажется — хорошо лишь там где нас нет, — хотя наверно это действительно так, иногда в каком-то месте хорошо именно потому, что там нет нас. До последнего времени в Греции не боялись воров и оставляли двери домов не запертыми, эта традиция тоже идет с древних времен. Но с тех пор как на Греческих островах начали оседать массы эмигрантов из нашей страны (греческое гражданство достаточно легко купить) ситуация изменилась и понятно в какую сторону.
По городу и в ближайшие пригороды лучше всего ездить на такси, оно не очень дорогое, но его трудно поймать, не потому что этих желтеньких машин мало, нет они составляют не менее половины транспорта на дорогах, но такси как я уже отметила трудно поймать, то есть оно едет мимо вас, а вы должны выскакивать на дорогу и кричать нужный район, если водитель движется туда, то он немного притормозит и вы сможете на ходу впрыгнуть в машину, если же район ему не подходит, то он просто промчится мимо вас, поэтому ловить такси лучше всего стоя на проезжей части, главное не забудьте уворачиваться от десятков пролетающих мимо вас мотоциклов, кричать погромче и дышать поменьше, поскольку из всех мест Греции Афины, как и положено столице, самое шумное и самое загазованное место (хотя тем кто стоял на Сухаревской площади в Москве в час пик минут этак двадцать эта процедура покажется детским лепетом). Кстати здесь есть и один плюс — вы можете изучить все мировые марки мотоциклов и самые старые модели автомобилей.
Итак, в Грецию нас влечет ее поразительная атмосфера, связанная с ее прекрасными пейзажами, описывать которые просто бессмысленно, ее удивительное население, которое по вечерам весело танцует и поет в уютных маленьких тавернах, и пьет знаменитое греческое вино и апельсиновый сок, только что выжатый из только что сорванных с дерева еще частично зеленых апельсинов, но в первую очередь нас влекут к себе ее памятники с древностью и красотой которых не многое может сравниться на этой планете.
Афины — столица Греции, ее столица и по количеству памятников. Это одновременно самая старая и едва ли не самая молодая столица Европы (обширный новый город был построен за последние сто с лишним лет). Жизнь в этом городе началась более пяти тысячелетий назад, Афины были признанным центром культуры и искусства всего античного мира тогда, когда большинство современных европейских столиц еще не существовало вовсе. В центре города на высоком скалистом холме расположен прекрасный Акрополь — сердце Афин, он почти полностью восстановлен. Зигзагами по склону скалы поднимается современная дорога, она подходит к подножию массивного пиргоса — восьмиметровой башни, на вершине которой стоит легкий, изящный храмик, посвященный богине победы Афине-Нике, Афине-Победительнице. За могучую стену можно проникнуть пройдя сквозь мощные Пропилеи (ворота). За Пропилеями, в правой части которых в древности была первая в мире картинная галерея (Пинакотека), нашему взору откроется два прекрасных храма: Парфенон и Эрехфейон, портик последнего поддерживают статуи женских фигур (кариатид), под храмом, в пещере жила священная змея богини Афины, рядом с храмом растет олива — символ Греции, по преданию подаренная ей богиней Афиной Палладой, покровительницей города. Бог морей Посейдон в споре с Афиной предложил жителям морскую соленую воду, но греки естественно предпочли оливу, так много дающую Греции и по сей день. На территории Акрополя находится музей, в котором собраны памятники, раскопанные именно здесь. Мне кажется, что искусство неотделимо от полей, гор, лесов и рек, то есть оно должно жить в своей среды. Нет ничего страшнее, для желающего почувствовать, вжиться в произведение искусства, памятников, заточенных в глухие музейные стены, ибо они создавались для совсем иного пространства. Греция же являет нам музей без стен, а ее настоящие музеи максимально погружены в среду — здесь есть прекрасная традиция: не сгребать все памятники в один центральный музей, в результате чего они будут складироваться в хранилищах, а создавать на территории каждого святилища свой музей, раскопанных именно там шедевров.
Описывать все памятники Афин было бы безумием, но обойти их можно достаточно быстро, поскольку фактически все они расположены в старом городе, вокруг Акрополя. У подножия Акрополя находится театр Диониса, где и сейчас можно увидеть постановки древнегреческих трагедий, и Одеон, предназначенный для музыкальных и театральных представлений. К югу-востоку вырисовываются мраморные колонны храма Зевса Олимпийского, сейчас здесь сохранилось всего пятнадцать колонн, но в древности их было 104, высота каждой более 17 метров. По близости располагаются огромные территории греческой и римской Агор (рыночных площадей), а также некрополь Керамика (района афинских гончаров), на его территории мы можем видеть прекрасные античные рельефы. На греческой Агоре расположен величественный храм бога-кузнеца Гефеста.
Главным музеем города является Афинский Национальный археологический музей, подобного собрания памятников Древней Греции от эпохи неолита до римского времени нет ни в одном музее мира.
Помимо античных Афин, существуют и средневековые Афины, их памятники относятся к той эпохе, когда Греция была частью огромной Византийской империи. На территории города можно видеть несколько очаровательных маленьких кирпичных храмиков XI — XII веков, украшенных внутри местами сохранившимися фресками.
В ближайших окрестностях города (9 км от Афин) расположен всемирно известный монастырь Дафни, в его церкви сохранились великолепные мозаики, принадлежащие к лучшим образцам византийского искусства. Примером рядового византийского монастыря является построенный близ восточной окраины города монастырь Кесариани. В самих Афинах можно посетить музей Византийского искусства, обладающий значительной и по размеру и по качеству коллекцией.
Из столицы Греции можно совершить экскурсии (на автобусе или взятой на прокат машине) во все святилища расположенные на юге страны, на территории Пелопоннеса: это и Элевсин (место, где устраивались священные мистерии, и раз в 4 года проходили игры на подобие олимпийских), и Эпидавр (святилища бога-врачевателя Асклепия, сына лучезарного Аполлона, воздух в этом месте до сих пор обладает удивительной целительной силой, а театр, построенный древними греками известен на весь мир), и Олимпия (место, где зародились олимпийские игры, Олимпия расположена в удивительно живописной долине, одной из самых зеленых в Греции, здесь текут две реки Кладей и Алфей, здесь растет тот самый виноград из которого делают прекрасное греческое вино), и суровые крепости Тиринф и Микены (в гробницах которых было найдено множество золотых масок, оружия и украшений), и Нафплион с венецианской крепостью XVII века, и Мистра (резиденция византийских императоров XIV — XV веков, здесь сохранилось множество монастырей с прекрасными фресками). Можно предпринять морскую экскурсию на три острова: Эгину (на высочайшем холме расположен древний храм), Идру (с рынком современных поделок из кожи), Порос (остров, где с древнейших времен добывали мрамор очень высокого качества и красивого цвета).
Если мы отправимся в центральную и северную Грецию, то наибольший интерес для нас будут представлять три места. В первую очередь святилище Аполлона в Дельфах, о котором раскапывавший его археолог Гомолль писал: «Местоположение Дельф одно из наиболее красивых в Греции: в нем есть тайна, величие и трепет божественного.» Видимо божественностью этого места объясняется тот факт, что искусственный канал, орошающий местные оливковые рощи течет не вниз по склонам, к водам Коринфского залива, но вверх в сторону Дельфийского святилища. Возможно он стремиться к омфалу — центру мира, земному пупу, в виде огромного камня лежащему не территории святилища, или к священному Кастальскому источнику, воспетому многими поэтами и в том числе Пушкином. В отличие от Пелопоннеса с его зелеными и широкими долинами, центральная и северная Греция имеют огромное количеством гор и скал, покрытых снегом и льдом. Святилище в Дельфах расположено на уступах суровых скал Федриад, оттуда открывается грандиозный, захватывающий дух вид на скалы, оливковые рощи в долине, маленькие городки и синие воды Коринфского залива, отделяющего северную Грецию от южной. Примерно в полчаса езды на машине со скоростью 160 км в час по дороге напоминающей американские горки и вы попадаете во второй крупнейший византийский монастырь, после монастыря в Дафни, — монастырь Осиас Лукас (или св. Луки). Он был построен в X веке и интересен как своей архитектурой, так и прекрасно сохранившимися фресками. От него открывается живописнейший вид на долину с горами. Наверно после Эпидавра с его целительным воздухом, самый чистый воздух в Греции в районе Дельф и этого монастыря.
Вторым пунктом нашего пути на север являются Метеоры, можно смело сказать, что второй такой пейзаж не встретишь нигде в мире, кажется, что скалы здесь не естественного происхождения, но были завезены на ровную, зеленую долину. Эти скалы черного камня напоминают тумбочки, высеченные рукой гиганта, настолько они вертикальной и правильной, почти прямоугольной формы, их отвесные стены полностью вертикальны по отношению к земле, а иногда и нависают над ней, неслучайно, что сюда съезжается огромное количество скалолазов. Никакая растительность не может жить на этих скалах, лишь у самого основания. И вот на вершинах этих скал, в совершенно недоступных местах, словно улитки ютятся, лепятся на скалы монастыри XIV — XVI веков. В это время Греция была завоевана турками, христиане активно преследовались и неприступность монастырей была жизненной необходимостью. Совершенно невероятным представляется процесс строительства. Монахов в монастырь поднимали, как и продукты и прочие необходимые вещи, как и спускали в огромных корзинах на веревках. Только в последние годы в некоторые монастыри прорубили специально для туристов лестницы в скалах, подъем по которым напоминает скалолазание без снаряжения. Некоторые монастыри до сих пор недоступны для посетителей. Раньше их было около тридцати, сейчас сохранилось семь действующих мужских монастырей. Внутри все они украшены хорошо сохранившимися фресками не очень высокого уровня, но все равно интересными для осмотра, как часть этого огромного ансамбля скал и монастырей.
На самом севере Греции расположена его промышленная столица — Фессалоники, город в котором сохранилось большое количество византийских храмов от IV — V веков до XVI века, кроме того ряд памятников эллинистического и римского времени первых веков нашей эры. Город расположен на берегу моря, как и Афины, но как разительно темные свинцовые воды, навевающие грусть, отличается от синих, искрящихся солнцем волн юга. Только здесь мы встречаем такое количество русскоговорящего населения с нашего Кавказа (особенно армян), чувствующих себя в этом городе как дома и даже лучше. Только на севере в Фессалониках, мы можем встретить высокие современные десятиэтажные и выше дома. И только здесь мы вспоминаем, что Греция часть современной Европы. Юг страны является сейсмической зоной, поэтому там запрещено строить здания выше трех-пяти этажей, кроме того в Афинах с древних времен было запрещено строить здания, которые закрывали бы вид на священный Акрополь (подобно тому как у нас было запрещено строить выше колокольни Иоанна Великого в Кремле). Конечно как и у нас, в Греции деньги делают свое дело, и появляются здания выше положенной нормы, но этот процесс не может достигнуть наших масштабом, поскольку с землетрясением не договоришься и денег ему не заплатишь. Поэтому в целом, как древняя, так и современная греческая архитектура удивительно сомасштабны человеку, наверно поэтому же возникает такое ощущение уюта, безопасности и гармонии с природой.
Современная Греция владеет большим количеством весьма больших и очень маленьких, жителями которых являются лишь птицы и насекомые, островов. Кроме выше упомянутых, небольших островов, Греции принадлежит два очень больших острова: Крит и Родос. Первый из них связан с легендарной крито-микенской культурой бассейна Эгейского моря. Истоки этой культуры уходят в III тысячелетие до нашей эры, развитие же ее прервалось лишь в XI веке до нашей эры. Еще Гомер называл остров стоградным, населенным многими народами. Сегодня на острове можно видеть руины древних дворцов. Самый известный и почти полностью восстановленный Кносский дворец, расположен в 5 км от столицы острова Ираклиона. Критская архитектура не имеет аналогов, только здесь можно увидеть колонны расширяющиеся кверху, а не книзу, только здесь эти колонны могут быть раскрашены в красный, синий, черный и белый цвета одновременно. Стены дворцов украшали яркие, красочные, с большим количеством сюжетов фрески. Здесь можно встретить и принца, собирающего цвета, и голубых обезьян, и красавиц с тонкими талиями, обнаженной грудью и пышными локонами, падающими на плечи (так в те времена одевались женщины, кстати и мужчины носили длинные локоны и затянутые, «осиные» талии). Сейчас стены дворца украшают копии, а подлинники вместе с прекрасной керамикой можно видеть в музее Ираклиона. В XVI —XVII веках остров был теснейшим образом связан с Венецией, поэтому и Ираклионе и в других частях острова можно видеть памятники свидетельствующие о синтезе местной архитектуры с архитектурой итальянского Возрождения, с архитектурой гениального венецианского архитектора Палладио (например, венецинская лоджия в Ираклионе). Форт в Ираклионе построен итальянским архитектором Микеле Санмикеле. С Критом связано рождение великого испанского художника Эль Греко. Во втором крупном городе острова Ретимноне на высоком холме, на берегу моря сохранилась турецкая крепость с мечетью.
Родос по размерам уступает Криту, но тоже насышен памятниками искусства. Старую часть столицы Родоса представляет старый город, очень хорошо сохранившийся, построенный в период поздней готики в XV веке. Почти все здания здесь принадлежали рыцарям различных орденов. На вершине 116-и метровой скалы города Линдоса (второй по величине город острова), нависающей над прозрачным синим Эгейским морем, расположен акрополь эллинистического времени (первые века нашей эры) с храмом Афины. На этой небольшой площадке скалы встретились три эпохи: Акрополь окружает стена с рыцарским замком, а на территории святилища сохранилась византийская церковь-базилика.
Крит и Родос одни из самых красивых островов в Греции, где многочисленные памятники удивительным образом сочетаются с прекрасной природой (горы и скалы, покрытые снегом со льдом, чистые песчаные пляжи, безумное количество цветов, синее море и чистейший воздух). Да разве можно описать такую красоту?! Дух «благородной простоты и спокойного величия», выражаясь словами одного известного историка искусства (Винкельмана) о древнегреческом искусстве, царит на берегах Средиземного моря, на земле священной Эллады в каждом камне, цветке, оливковом дереве, строении, во всем что вас окружает.
Быть может мы ни на шаг не продвинулись в разгадке феномена этой удивительной страны, ведь памятников, природы и других особенностей не всегда достаточно, что бы говорить о феномене места. Ведь эти особенности есть и в других странах. Феномен Греции навсегда останется таинственной и манящей загадкой, разгадывать которую будет хотеться постоянно, и чем больше разгадываешь, тем больше хочется. Может быть в этой неразгаданности, в чем-то вечно ускользающем, в чем-то, что нельзя выразить никакими даже самыми поэтичными словами и таиться суть феноменального. Но что же делать если нам простым смертным так хочется в этой земной жизни хоть ненадолго побывать в раю и поговорить о нем?!