То, что история искусства интересна и полезна школьникам и взрослым, очевидно, но то, что этот предмет можно преподнести малышу 4 лет, для многих становится открытием. Прекрасным открытием, ибо, познакомившись с искусством в дошкольном возрасте, человек, становясь старше, уже совершенно иначе, осознанно и с любовью относится ко всему культурному наследию человечества.
Я занимаюсь историей искусства с детьми с 3-4-х лет, школьниками и взрослыми, поэтому под каждого ученика я корректирую единую базовую программу. Ее единство обусловлено исторической последовательностью изучения материала. В остальном, я учитываю возраст, характер, интересы ребенка и пожелания родителей. Обычно для дошкольников и младших школьников каждое занятие делиться на две части: теоретическую и практическую.
Теоретическая часть включает в себя просмотр около 50 слайдов по искусству (моя слайдотека включает более 6000 слайдов!), использование книг и альбомов, детских энциклопедий. История искусства рассматривается в контексте всех культурно-исторических событий эпохи, дабы возникала максимально целостная картина мира. Поэтому мы изучаем все области человеческих знаний (включая литературу, музыку, религию и мифологию и т.д.).
Вторая часть занятия практическая – мы занимается рисованием, аппликацией, лепкой на тему изученного материала.
По мере взросления ребенка необходимость во второй части занятия может исчезнуть, и тогда урок становится просто теоретическим. Кроме того, детские знания проверяются тестами 3-х различных уровней сложности. Обычно я начинаю тестировать детей лет с 5-6 (зависит от ребенка). Таким образом, первый уровень тестов рассчитан на учеников старшего дошкольного и младшего школьного возраста, второй уровень тестов – для детей 8-12 лет, третий для старшеклассников и взрослых.
Сам курс рассчитан примерно на три-четыре года. Конечно, за это время нельзя охватить всю мировую культуру. Но за 3-4 года ребенок становится другим человеком даже просто в силу естественного взросления. Поэтому целесообразно начать изучать материал по второму кругу уже на новом уровне.
Типичный план занятий: первые 3-4 года ребенок знакомится с историей искусства и культуры и закрепляет полученные знания через творчество. Потом, если есть желание, ребенок переходит на второй уровень. Занятие становится только теоретическим с тестированием. Возможный вопрос: зачем заново изучать тоже самое? Ответ очевиден: сначала азбука, потом чтение. На первом этапе мы получаем первичные знания, соответственно возрасту. На втором этапе мы углубляем, совершенствуем и проверяем свои знания (тесты), тоже соответственно возрасту. С другой стороны, если нет желания, можно ограничиться одним этапом.
Занятие веду не только я, но и ученик: ребенок может захотеть остановиться на каком-то слайде и изучить его подольше, обсудить интересующий его (в контексте темы) вопрос, — наше занятие — отчасти сотрудничество, порой маленький человек проникает в суть вещей глубже «мудрого» взрослого.
Может быть, история искусств фактически единственный «серьезный» предмет особо доступный малышам, поскольку то, о чем я рассказываю, ребенок видит (слайды, книги и т. д.). Малыш связывает словесную информацию со зрительным образом. Лучше всего дети усваивают факты. Картинки являются фактами, и если они четко объяснены, то результат со временем может превзойти ожидания. Очень важна регулярность занятий, но не менее важно и хорошее настроение во время этих занятий.
В наши дни доступно множество методик по детскому развитию. Я думаю, что, занимаясь с детьми, можно использовать лучшие достижения Домана, вальдорфцев, Марии Монтессори. Причем их достижения актуальны и при подаче материала по истории искусства и культуры для самых маленьких.
Когда еще более десяти лет назад я начала заниматься с детьми 3-х летнего возраста, я интуитивно использовала то, о чем писали авторы детских методик (на тот момент я знала только о Монтессори и Никитине). Для занятий с взрослыми учениками было достаточно более академического подхода. К каждому ребенку и каждому возрасту необходим индивидуальный подход. У меня появилось много маленьких учеников, поэтому я познакомилась со всеми детскими методиками по раннему развитию и к огромной своей радости обнаружила, что мои занятия весьма органично вписываются в эту картину.
История искусства стала предметом доступным и для самых маленьких. Хотя до сих пор многие знакомые специалисты делают круглые глаза, услышав, что я занимаюсь с людьми с трех и до 99 лет. Как говориться «любви все возрасты покорны». Часто специалистам кажется, что историю искусства нельзя преподнести без использования терминов и сложных выражений. Конечно, здесь говорит привычка к научному, книжному языку. Но, во-первых, можно рассказать просто о любом сложном предмете, это необходимый навык для любого педагога, нужно сделать материал доступным для всех (кроме того, часто и взрослые предпочитают простой язык). Во-вторых, не нужно недооценивать интеллект ребенка, для малыша любое новое слово – просто новое слово, ему нет никакой разницы, запомнит ли он слово «автомобиль» или «колонна». Очень быстро дети начинают оперировать этими самыми терминами и выражениями как самыми обычными словами, и дается это малышам лучше, чем взрослым. Очень часто ребенок 4-х лет усваивает материал лучше 6-го. И в этом нет ничего удивительного, в этом возрасте мозг развивается особенно активно, а душевный мир открыт к восприятию прекрасного. Дети дошкольного возраста обладают феноменальной памятью (и зрительной, и слуховой). Со временем ребенок может и закрыться для прекрасного, и тогда достучаться оказывается сложнее. Порой подростка лет 15 еще надо убедить, зачем ему нужна история искусства, малыш же сразу открыт для прекрасного.
В методиках раннего развития есть важные точки соприкосновения с моими занятиями. Например, Вальдорфская школа, накладывая жесткое табу на ранее интеллектуальное развитие (можем с этим не соглашаться), большое внимание уделяет занятиям искусством и ремеслам. От тонкой моторики руки зависит интеллектуальное развитие. Вторая часть моего занятия «убивает сразу несколько зайцев». Мы занимаемся рисованием, лепкой, аппликацией, но наши занятия не дублируют обычные уроки рисования в детских центрах или в школе, поскольку их главная цель — закрепить изученный теоретический материал. Пример: мы изучаем культуру и искусство Древнего Египта, значит, будем создавать пирамиды и сфинкса, саркофаги и египетских богов-животных, маску Тутанхамона и прекрасную Нефертити.
99% уверенности, что созданные своими руками, эти шедевры навсегда останутся в памяти ребенка. А параллельно с нашей «основной целью» закрепления материала, естественно, постигаются азы занятия искусством, и развивается все та же моторика.
Соглашусь с Рудольфом Штайнером (основателем Вальдорфской школы), что ведущим в дошкольном возрасте является подражание. Поэтому важно, чтобы родители и педагоги (их действия, слова и т. д.) были достойным примером для малыша. Мировая история искусства в этом смысле прекрасный пример, достойный подражания.
Может возникнуть вопрос: «Как малыш 3-4-х лет выдержит 90 минут истории искусства?» Отвечу: «Легко». Некоторые занимаются и по 120 минут. Поскольку занятие состоит из двух частей, то получается два общих по теме, но отличных по виду деятельности урока. Для детей 3-4-х лет (да и старше) весьма актуальным вопросом является дисциплина. И здесь, как и во всем, нужна золотая середина. Одному малышу дисциплина помогает, но иному вначале мешает. От ребенка начинают требовать, чтобы он не отвлекался от занятий, соблюдал дисциплину (сидел на месте все занятие, не разговаривал громко, не жестикулировал). Все это подавляет малыша, а значит, и те самые интеллектуальные способности, которые так хочется в нем развить. Почти всегда, через несколько занятий, дисциплина улучшается естественным путем, потому, что если нам что-то интересно, мы и слушаем внимательно. Но не надо с нее начинать. Ведь наша первичная цель не дисциплина. Когда возникает привычка к постоянным систематическим занятиям, которые интересны, появляется и дисциплина. В конечном случае решить вопросы дисциплины можно значительно проще и быстрее, чем сохранить и развить уникальные детские способности. Они — именно уникальные. «Каждый ребенок рождается Моцартом, но не каждый им становиться», говорил Антуан де Сент Экзюпери.
Другой частый вопрос: как проверить, что ребенок запомнил? Хорошо известно, что большинство детей в возрасте до 6-7 лет еще не могут по собственному желанию пользоваться богатством своей памяти. Под давлением взрослого ребенок будет пытаться вспомнить. Имея отрицательный результат, малыш будет разочаровываться в себе и в том, чем он занимается. Может даже появиться боязнь новых (кажущихся сложными) занятий. Это не означает, что от ребенка не стоит ждать никаких результатов. Просто получать ответы на свои вопросы родителям стоит более хитрым путем. Например, можно сесть почитать с малышом книгу-энциклопедию на соответствующую тему и вы неожиданно обнаружите, как много знает ваш малыш. Но и знания — не единственная цель, искусство как ничто другое развивает и совершенствует человеческую душу (как ни банально это звучит). Вспомним Марию Монтессори. Ее методика не навязывает ребенку непререкаемый авторитет взрослого. И это очень важно. Малыша необходимо направлять, вести, но так, чтобы он был уверен в том, что идет сам. Если вам очень хочется, чтобы ребенок что-то вспомнил, не спрашивайте его напрямую страшным голосом. Скажите, что вы просто это забыли, и, может быть, он помнит и поможет вам вспомнить. Обязательно поблагодарите его, если он вспомнит. Но если малыш не вспомнит, он будет видеть, что вы тоже забыли. Значит, такое бывает со всеми. Тогда он не утратит веры в себя. Главное, что должен получать ребенок от интеллектуальных занятий — это удовольствие и ощущение, что занятия похожи на игру. Это не значит, что это единственное, что он получит. Просто это та «сторона медали», которая будет им прочувствована.
Дошкольное детство (в вальдорфской системе) целиком и полностью посвящается игре. И это очень важно. Игра — важнейший элемент детской духовной культуры (да и взрослой тоже, вспомним концепцию игры у Шиллера, Хёйзинги, Гёссе; знаменитая книга Гёссе так и называется «Игра в бисер»). И здесь спрятан ключ, при помощи которого мы можем привнести в интеллектуальные занятия с ребенком игровое начало. Кстати, часто малыш не очень отличает занятие от игры. И тогда вы неожиданно обнаружите, что малыш запоминает то, что он видит. Например, увидев гору, он скажет, что она похожа на египетскую пирамиду или, посмотрев на круглый предмет, скажет, что он напоминает ему тот круглый храмик, который вы ему показывали. Постепенно он сможет извлекать из своей памяти знания по собственному, и даже по вашему, желанию. И тогда он опровергнет утверждение, что не может пользоваться своей памятью в столь юном возрасте. Нужно научится видеть достижения ребенка (часто взрослые их не замечают, потому что они кажутся естественными и легкими), а не его промахи.
Еще одна замечательная методика была создана Гленом Доманом, в ней предлагается развивать ребенка физически, давать ему энциклопедические знания, учить читать и писать с пеленок. Глен Доман исходит из точки зрения, что каждый ребенок является гением, хочет учиться и усваивать огромные объемы знаний, основа для которых – факты. Фактами у Домана являются многочисленные карточки, классифицированные тематически.
Слайды, по сути, являются теми же карточками и органично вписываются в программу получения энциклопедических знаний. Не будем обсуждать постулат о гениальности всех детей, но я не могу не согласиться со словами Домана о том, что:
«Если детскому уму не хватает духовной пищи, то он поглощает всякую ерунду.
Мы учим своих детей всему, и, сами того не замечая, каждую минуту. В головы детей можно с равной легкостью вложить как ценные знания, так и мусор.
Самое удивительное, что для маленьких детей освоение и запоминание фактов –чрезвычайно легкое и увлекательное занятие.
Чем меньше ребенок по возрасту, тем проще его обучать. Пятилетнего легче обучать, чем шестилетнего. А еще проще приобщить к знаниям ребенка в возрасте до одного года. Малыши хотят и могут учиться».
В результате, кроме огромного количества фактов, совокупность которых и составляет энциклопедические знания, дети становятся очень самостоятельными и любознательными. Они убеждены в том, что знакомиться с фактами – это самая интересная, самая захватывающая игра. У детей вырабатывается потребность узнавать все новые и новые факты, они постоянно стремятся к познанию, которое становится их внутренней потребностью.
Еще несколько важных моментов. На всех людей, а особенно на малышей, искусство оказывает корректирующее влияние. Еще в древности людей лечили музыкой и живописью, зная об их целительном воздействии на душу, а, следовательно, и тело человека. Отсюда пошло понятие — арт-терапия.
Кроме того, мы часто забываем о воспитательной роли образования, а именно этой функции во все времена придавали большое значение. Изучая мифы народов мира, Библию, знакомясь с культурой человек, хочет он того или нет, формирует свое отношение к вопросам добра и зла, учиться анализировать, развивает свое этическое и эстетическое начало. На этих вопросах во всех занятиях и со всеми возрастами учеников мы делаем обязательный акцент. В большинстве случаев у малышей нет проблемы с нравственными вопросами, они, так сказать, «за добро и против зла». Но вот для школьников, к сожалению, вопросы нравственности оказываются очень актуальными.
Добавлю еще несколько слов о занятиях со школьниками. Типичный вопрос: зачем нам этот предмет, ведь мы не станем историками искусства, тем более, что в школе у нас есть МХК (мировая художественная культура). Ответ: к сожалению, во многих школах этот предмет отсутствует или оставляет желать лучшего. Кроме того, большинство школьных предметов узко ориентированы. Например, дети изучают историю средних веков, но не знают ни одного мифа средневековья и не представляют готического храма. Можем ли мы сказать после этого, что они получили хотя бы представление об этой эпохе? Да, но самое отдаленное. Чтобы максимально познакомиться с эпохой, необходима не только история, но и литература, искусство, музыка, религия и т. д. В своих занятиях я стараюсь максимально осветить все достижения культуры, чтобы ребенок стал образованным человеком независимо от будущей профессии.