Каждый ребенок рождается Моцартом, но не каждый им становится

IMG_0977-768x1024

«Вальдорфская» школа.  Ее основатель Рудольф Штайнер считал, что ведущим в дошкольном возрасте является подражание. Воспитатель в вальдорфском саду — непререкаемый авторитет.

Вальдорфская методика накладывает жесткое табу на раннее интеллектуальное развитие: дошкольников ни в коем случае не учат читать, считать и писать, предпочитая развивать интуицию и воображение. Дошкольное детство целиком и полностью посвящается игре. Педагоги считают, что преждевременная мыслительная деятельность ослабляет жизненные силы малыша.

Все игрушки в вальдорфском детском саду упрощены до минимальной функциональной схемы (изготавливают их исключительно из природных материалов). Нарочитая незавершенность игрушки (отсутствуют лица у кукол) развивает фантазию, поскольку отдельные детали ребенку приходится домысливать. Вальдорфская педагогика большое внимание уделяет занятиям искусством и ремеслами. Телевизор и компьютер из жизни маленького ребенка исключают (вредное воздействие на психику). От тонкой моторики руки зависит интеллектуальное развитие (на это направлены многочисленные занятия в вальдорфском саду).

Соглашусь с Рудольфом Штайнером, что ведущим в дошкольном возрасте является подражание. Поэтому важно, чтобы родители и воспитатели (их действия, слова и т. д.) были достойным примером для малыша. Но постулат о непререкаемости авторитета воспитателя вызывает возражение. Здесь есть опасность диктатуры взрослого, подавления личностного самовыражения ребенка. Жесткое табу на интеллектуальное развитие тоже кажется слишком жесткой мерой. Особенно если учесть, что дети дошкольного возраста обладают феноменальной памятью (и зрительной, и слуховой). Но само появление такой точки зрения вполне оправдано. Очень часто, обнаружив детские способности, родители забывают, что малыш еще хрупкая, несформированная личность и пытаются «запихнуть» в него интеллектуальные знания, как будто ребенок уже взрослый человек (тем более, что такой подход весьма спорен и для взрослого человека). От ребенка начинают требовать, чтобы он не отвлекался от занятий, соблюдал дисциплину (сидел на месте все занятие, не разговаривал громко, не жестикулировал). Все это подавляет малыша, а значит, и те самые интеллектуальные способности, которые так хочется в нем развить. Учитывая, что такой подход к интеллектуальному развитию ребенка преобладает, становится понятной вальдорфская точка зрения, полностью отрицающая интеллектуальное развитие. И понятно, почему педагоги считают, что преждевременная мыслительная деятельность (добавим: в таких условиях) ослабляет жизненные силы малыша. В данном случая и я (сторонница активных интеллектуальных занятий с ребенком) встану на сторону вальдорфцев. Потому что лучше отсутствие занятий, чем занятия приносящие вред.

Чтобы мыслительная деятельность не подавляла ребенка, не надо требовать от него запоминания. Хорошо известно, что большинство детей в возрасте до 6-7 лет еще не умеют по собственному желанию пользоваться богатством своей памяти. Под давлением взрослого ребенок будет пытаться вспомнить. Имея отрицательный результат, малыш будет разочаровываться в себе и в том, чем он занимается. Может даже появиться боязнь новых (кажущихся сложными) занятий.

Дошкольное детство (в вальдорфской системе) целиком и полностью посвящается игре. И это очень важно. Игра — важнейший элемент детской духовной культуры (да и взрослой тоже, вспомним концепцию игры у Шиллера, Хёйзинги, Гёссе; знаменитая книга Гёссе так и называется «Игра в бисер»). И здесь спрятан ключ, при помощи которого мы можем превратить интеллектуальные занятия с ребенком в еще одну игру (кстати, занятия по методике Н. А. Зайцева похожи на игру). И не просто еще одну, но одну из самых интересных. И тогда вы неожиданно обнаружите, что малыш запоминает то, что он видит. Например, увидев гору, он скажет, что она похожа на египетскую пирамиду или посмотрев на круглый предмет, скажет, что он напоминает ему тот круглый храмик, который вы ему показывали. Постепенно он сможет извлекать из своей памяти знания по собственному, и даже по вашему, желанию. И тогда он опровергнет утверждение, что не может пользоваться своей памятью в столь юном возрасте. Но если он что-то не помнит, вы должны сказать ему, что тоже часто многое забываете и что у него хорошая память. И вообще почаще говорите ему (а главное думайте именно так), что он самый лучший малыш и что у него все хорошо получается. Научитесь видеть его достижения (обычно вы их не замечаете, потому что они кажутся вам естественными и легкими), а не его промахи.

Школа Марии Монтессори предлагает «идти вслед за ребенком», наблюдать и учитывать нужды конкретного малыша, чтобы потом обеспечить ему индивидуальное пространство для развития. Задача взрослых, по мнению Монтессори, — помочь детям в реализации их индивидуальности. Малышу дается свобода выбора. Развитие мелкой моторики напрямую связано с интеллектом малыша.

Таким образом, «монтессорианская» методика не навязывает ребенку непререкаемый авторитет взрослого. И это очень важно. Малыша необходимо направлять, вести, но так, чтобы он был уверен в том, что идет сам. Если вам очень хочется, чтобы ребенок что-то вспомнил, не спрашивайте его напрямую страшным голосом. Скажите, что вы просто это забыли, и, может быть, он помнит и поможет вам вспомнить. Обязательно поблагодарите его, если он вспомнит. Но если малыш не вспомнит, он будет видеть, что вы тоже забыли. Значит, такое бывает со всеми. Тогда он не утратит веры в себя. Главное, что должен получать ребенок от интеллектуальных занятий — это удовольствие и ощущение, что занятия похожи на игру. Это не значит, что это единственное, что он получит. Просто это та «сторона медали», которая будет им прочувствована, может быть даже уже осознана.

Нет ничего страшного, если слушая ваш рассказ, малыш будет играть в машинку или лепить что-то из пластилина. Это может помогать ему расслабиться (внутренне), даже запоминать. Возможность во время занятий играть, сидеть на разных местах, ходит по комнате — это ведь тоже свобода выбора. Кроме того, дополнительная работа пальцев (моторика), или даже перемещения в пространстве могут занять его физическую энергию, именно тогда его пресловутая «жизненная сила» не будет подавляться. Ведь и взрослые люди, слушая что-нибудь, очень часто теребят какой-нибудь предмет в руках, рвут бумажку, чертят узорчики. Задавать ребенку вопросы нужно только играючи. Очень полезно, чтобы то, о чем вы рассказываете, ребенок мог видеть (слайды, книги и т. д.). Малыш учится связывать словесную информацию со зрительным образом. Лучше всего дети усваивают факты. Картинки являются фактами, если они четко объяснены, то результат со временем превзойдет ваши ожидания. Очень важна регулярность занятий, но не менее важно и хорошее настроение во время этих занятий.

Нарочитая незавершенность игрушки у вальдорфцев развивает фантазию, поскольку отдельные детали ребенку приходится домысливать. То, что кажется простейшим нам, взрослым, для ребенка таковым не является. Простая точка может быть очень сложно объяснена малышом. И не смейтесь над фантазером. Это прекрасная и очень полезная работа воображения. Поэтому маленькие дети не стремятся к рисованию изобразительных форм, а почти всегда работают «абстрактно». Для ребенка такой рисунок не является мазней или даже абстракцией. Он всегда может объяснить вам, что здесь нарисовано (а сам процесс рисования опять таки важнейшая работа с моторикой, которой огромное внимание уделяют и школа Штайнера и Марии Монтессори). Не случайно в отличие от большинства взрослых, малышам, рассматривая архитектуру, очень нравиться смотреть на руины, а не на целые здания. Здесь открывается значительно больший простор для фантазии.

Большинству родителей хочется, чтобы малыш нарисовал что-нибудь понятное, четкое. Но юный художник упорно стремится к абстракции. И здесь нужно быть очень осторожными. Нельзя навязывать ему изобразительные формы и их цвета. Любое давление и навязывание приносит вред малышу, уменьшает его желание заниматься рисовать, снижает способности, замедляет работу воображения, сказывается на работе мозга и т. д. Поэтому вести, направлять ребенка надо очень осторожно и максимально незаметно для него. Не случайно многие художники-педагоги (параллель вальдорфскому табу на интеллектуальную деятельность) считают, что ребенка дошкольного возраста учить рисованию нельзя.

Главное в детских занятиях не внешний результат, а процесс. Если вы будете учить ребенка хорошо рисовать домик, вы можете его научить. Но ребенок может утратить интерес к занятиям. Рисуя, что хочется, ребенок просто выражает себя, фантазирует и не боится, что у него что-то не получается. Чтобы он не нарисовал, он должен чувствовать, что вам это нравиться. Нельзя жесткими рамками ограничивать творческий процесс. Иначе у малыша пропадет интерес. А в результате замедлиться развитие. Уча малыша, дайте ему почувствовать, что он вас тоже чему-то учит (партнерские отношения), тогда у него не будет комплекса, что он ничего не умеет и его все время учат.

Чудесным образом развивает память, воображение, уверенность в себе складывание мозаик, конструкторов и т. д., очень полезна аппликация. Занимаясь ею ребенок создает мир заново, познает и завоевывает его, прибегая (неосознанно) к своей памяти.

Усваивать большие объемы информации малышу помогает страстный интерес к предмету. Это чувство необходимо пробудить и поддерживать (требования дисциплины, запоминать все, что рассказывается, вообще любые явные требования убивают детский интерес, очень часто они дополнительно отвлекают ребенка от предмета).

Может возникнуть вопрос, как же ребенок научиться дисциплине, если вы не будете его к ней приучать, как же он пойдет в школу и будет сидеть там на уроках. Если вы хотите только внешнего эффекта (сидит, не шумит) вы этого добьетесь, но пользы от этого очень мало (в этом возрасте). Оставшись один, ребенок снова будет вести себя «плохо». Он сам должен хотеть «хорошо» себя вести. Хорошее поведение часто является следствием страха, что взрослый рассердится. В конечном случае решить вопросы дисциплины можно значительно проще и быстрее, чем сохранить и развить уникальные детские способности. Они — именно уникальные. «Каждый ребенок рождается Моцартом, но не каждый им становиться», говорил Антуан де Сент Экзюпери.

Не удивляйтесь детской агрессии (в том числе на занятиях). Это вполне естественно, агрессия тесным образом связана с активностью (активность — положительный полюс агрессии, кроме того активность просто необходима для жизни). Агрессия часто бывает следствием разочарования, чувства собственного бессилия. Ведь окружающий мир вовсе не всегда поддается малышу. Чтобы придти в себя, часто необходимы физические действия (побить подушку). Это правильно, таким образом, отрицательная энергия выходит сама собой. Ее не в коем случае нельзя забивать внутрь. Агрессия связана с самоутверждением, с совершенствованием своего опыта.

Еще одна замечательная методика была создана Гленом Доманом, в ней предлагается развивать ребенка физически, давать ему энциклопедические знания, учить читать и писать с пеленок. Как и методика Монтессори эта методика была создана для детей с различными проблемами. Глен Доман исходит из точки зрения, что каждый ребенок является гением, хочет учиться и усваивать огромные объемы знаний, основа для которых – факты. Фактами у Домана являются многочисленные карточки, классифицированные тематически.

Слайды по сути являются теми же каточками. Методика Домана предполагает постоянные занятия несколько раз в день по несколько минут. Вы бесконечно показываете и называете ребенку карточки. Для многих эта методика является достаточно сложной. Но прелесть любой методики в том, что из нее можно заимствовать лишь то, что вам близко.

Не будем обсуждать постулат о гениальности всех детей, но я не могу не согласиться с тем, что:

Если детскому уму не хватает духовной пищи, то он поглощает всякую ерунду.

Мы учим своих детей всему, и, сами того не замечая, каждую минуту. В головы детей можно с равной легкостью вложить как ценные знания, так и мусор.

Самое удивительное, что для маленьких детей освоение и запоминание фактов –чрезвычайно легкое и увлекательное занятие.

Чем меньше ребенок по возрасту, тем проще его обучать. Пятилетнего легче обучать чем шестилетнего. А еще проще приобщить к знаниям ребенка в возрасте до одного года. Малыши хотят и могут учиться.

В результате, кроме усвоения огромного количества фактов, совокупность которых и составляет энциклопедические знания, дети становятся очень самостоятельными и любознательными. Они убеждены в том, что знакомиться с фактами – это самая интересная, самая захватывающая игра. У детей вырабатывается потребность узнавать все новые и новые факты, они постоянно стремятся к познанию, которое становится их внутренней потребностью.

Предыдущая запись

О роли живописи в развитии образного мышления у детей

Следующая запись

О занятиях историей искусства с дошкольниками (а также с школьниками и взрослыми)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Shopping cart