Когда мы произносим слово «Испания», мы представляем определенный набор вещей, так же как иностранцы, говоря о России, называют медведя, матрешку, Ленина и Горбачева, пьяного русского мужика и русскую красавицу жену по совместительству домработницу. Так что же нам кажется испанским? В первую очередь, конечно, коррида с красавцем матадором и свирепым быком и зажигательный танец фламенко с кастаньетами. Темноволосая красавица с кошачьей грацией под испанскую гитару в объятиях Антонио Бандераса проносится мимо вас. Прекрасная картинка, но надо подумать и о желудке. А что у нас вкусненького? Не желаете ли паэлью с курочкой или морепродуктами? А что на закуску, пожалуй возьмем хамон серрано — солено-копченый окорок, высушенный на горном воздухе и порезанный тонкими ломтиками. А еще принесите пожалуйста каламарес фритос — нарезанные кольцами кальмары в кляре и обжаренные во фритюре из оливкового масла, подаются с ломтиками лимона. А на десерт возьмем мороженное с фруктами. Все же путешествовать на пустой желудок негоже.
Куда же мы отправимся, чтобы узнать другую Испанию, не с лубочной картинки. Пожалуй на восток, оттуда и до Франции рукой подать. Прилетим на самолете в Барселону — второй по величине после Мадрида город Испании и столицу Каталонии, из аэропорта минут за двадцать на поезде доедем до центра города. По Испании прекрасно путешествовать на поезде, если вы не торопитесь, скоростных поездов практически нет (только между Мадридом и Севильей). Если вы цените время, то приходится выбирать между самолетом и машиной, здесь преимущество остается за последней. Аренда машины стоит весьма божески по сравнению с другими европейскими странами и платные дороги не очень дорогие. Около Барселоны бывают пробки, а в город на машине лучше не въезжать. Дороги имеют среднюю загруженность, но если вы поедете во Францию, то там дороги будут почти пустыми. Проезжая по автостраде вы можете принять душ в местах отдыха, а малыши смогут выбрать детскую площадку по возрасту, двухлетний карапуз отправится кататься с малюсенькой горки, а семилетний здоровяк может прокатиться с горки в три раза крупнее. По Барселоне лучше перемешаться на очень продуманном метро или наземном транспорте, пользуясь коим можно рассмотреть испанцев повнимательнее. Красивы ли они? Многие да, а все остальные уверенны на 200%, что да, что и подчеркивает молодежная мода от 5 лет до 85. В моде брюки или джинсы, слегка, очень слегка прикрывающие наши половые отличия друг от друга, а выше прекрасный плоский или старый, дряхлый, толстый, свисающий на одежду, но все равно прекрасный живот. Долгие годы арабского завоевания, наложили отпечаток не только на архитектуру (знаменитый стиль мудехар), но и на моду, придав ей несколько гаремный оттенок. Люди общительны и эмоциональны, но умеют сдерживать свои бущующие испанские страсти, поэтому в общении очень приятны.
Так вот мы в Барселоне. Условно центр города можно разделить на три части: старый город (конечно, как у всякого уважающего себя города, здесь есть старая часть), район Эшампле и Монтжуйк. Сердце старого города — готический квартал, с прекрасными базиликами, среди которых выделяется главный собор и церковь Девы Марии Морской (Санта Мария дель Мар), а также королевский дворец, бывшая резиденция графов Барселонских. Среди узеньких средневековых улочек окруженных дворцами со свисающими страшными, фантастическими горгульями, выделяется улица Монткада с тремя особняками с живописными внутренним двориками, в которых размещается музей Пикассо. Да, музей Пикассо. Даже в старый готический город современная Барселона пустила свои корни.
Барселона в первую очередь город конца 19 — 20 веков, город модерна, где творил гений Гауди, город Миро, Пикассо. Этот современный город прекрасно отражает огромная «Голова Барселоны» работы мастера поп-арта Роя Лихтенштейна, стоящая на краю старого порта рядом с аквариумом. По другую сторону от старого порта высится огромная статуя, посвященная Христофору Колумбу, указывающему рукой на море. Статуя на представляет никакого интереса (видимо, работа какого то испанского Цериттели), хотя личность Колумба, конечно, достойна монумента. Показательно, что на готической соборе рядом с входом выбиты таблички, сообщающие о крещении шестерых индейцев, привезенных Колумбом в 1493 году с Карибских островов.
Погрузившись в столь морскую тематику вполне логично заглянуть в аквариум, снова пройдя мимо «Головы Барселоны». Этот аквариум считается самым большим в Европе. В 21 аквариуме можно познакомиться с обитателями Средиземного и тропических морей. В прекрасно оформленных — очень близко к реальной действительности — аквариумах живет несколько тысяч видов флоры и фауны. А самое интересное нас ожидает в конце маршрута. Мы проходим сквозь два туннеля из органического стекла общей длиной 86 м под водой бассейна «Океанарий». Создается полное ощущение погружения в подводный мир. Океанарий — это Средиземное море в миниатюре. Диаметром 36 м и глубиной 5 м он вмещает 5000 куб. м. морской воды (это количество равняется объему 3-х олимпийских бассейнов). Огромные несколько метровые акулы проносятся справа, слева и над вами. Мириады рыб скользят во всех направлениях. Это зрелище настоль сильно впечатляет, что можно заворожено наблюдать его часами, оставаясь сухим «на дне морском». Но, дабы окончательно не превратиться в русалок, вернемся на сушу.
От статуи Колумба прямая перспектива зеленого проспекта Рамблас уводит нас к одной из главный площадей города — площади Каталонии. Рядом с Рамбласом располагается готический квартал. А с другой стороны площади Каталонии — район модерна. Стиль модерн представлен в Барселоне как ни в одном другом городе мира. Район модерна называется Эшампле, что значит «расширение», здесь были снесены средневековые стены и город был расширен за их пределы. Золотым квадратом (куадрат д`ор) называются кварталы вокруг проспект Пассеч-де-Грасья, напоминающего нашу Тверскую. Здесь находятся самые известные здания Барселоны эпохи модерна. Самый известный квартал — «Яблоко Раздора» или «Квартал Разногласий», где соседствуют друг с другом очень характерные и разные здания эпохи модерна. Они действительно спорят друг с другом. Но все же первенство принадлежит Каса Батло, творению великого Гауди. Фасад оформлен сложными изогнутыми каменными ограждениями, которые образованы выступами фонарей и балконов; они напоминают скелеты фантастических животных или всплески фантастической лавы. Стены дома облицованы битым стеклом различных оттенков голубого, сочетание которых нигде не повторяется. Главный фасад, выходящий на улицу, похож на змеиную кожу; это впечатление усиливает крыша из рельефной черепицы, напоминающей чешуйки. Дом Батло предстает таинственным живым существом, окаменевшим под действием чар злого волшебника. Такое же впечатление создается и от интерьера, стены пол и потолок извиваются и, кажется, что в любое мгновение дом оживет и зашевелится.
На Пассеч-де-Грасья находится и другой особняк работы Гади — Каса Мила или «Ла Педрера», что значит «каменоломня». Строение выглядит глыбой застывшей лавы, в которой вырублены пещеры — окна и балконы. На крыше дома каменные цвета, яркая керамика, цветное стекло, а над ним солнце и чистое голубое небо Каталонии.
Доходный дом — огромная скала,
Из камня высечены окон-глаза,
Дверей проемы, словно гроты —
Воды и времени работы.
Живые водоросли — балконов огражденья,
Декоративные повсюду украшенья.
«Ла Педрера» так прозвали мило
В народе каменную Каса Мила
«Природа не геометр, а ваятель», —
Так часто повторял ее создатель.
Завершив эту работу Гади полностью посвятил себя созданию церкви Саграда Фамилия, до которой от Каса Мила идти минут десять.
Саграда Фамилия — жемчужина Барселоны, только ради нее можно приехать в этот город, над которым она царит. Издали храм «Святого семейства» похож на готический собор, вблизи же кажется остатками кораллового рифа, воспоминанием о морской стихии, некогда царствовавшей здесь. Гауди отдал этому сооружению 43 года жизни и, не закончив (мастер погиб, когда ему было 74 года), предоставил коллегам и согражданам завершить его возведение (оно продолжается и ныне). По мысли архитектора все фасады церкви должны быть покрыты облицовкой из разноцветной керамики и цветного стекла, чтобы они сияли под лучами солнца.
Трамвайный путь накрыл собой погибший.
Все думали — то просто жалкий нищий.
Он долго неопознанный лежал —
Творец, не ожидающий похвал,
В последнем и губительном поклоне
Он жизнь отдал прекрасной Барселоне.
Вдох первый и последний выдох ей!
Красавице, рожденной и камней.
Храм искупления — Фамилия Саграда
Мечтою был и мастера отрадой…
Дали писал: «Должен родиться новый гений,
Чтобы закончить мастера творенье».
У храма три портала и несколько уровней; над близлежащими улицами перекинуты лестницы, благодаря чему в его композицию включены соседние участки городской застройки. Все это многообразие форм архитектор воплотил в камне с помощью сложнейших конструктивных решений.
Сам Гауди возвел немного — лишь левую башню западного фасада. На сегодня из 12 башен, символизирующих 12 апостолов, построено только 8. На башни и галереи ведут каменные лестницы по 400 ступенек каждая. Интересно, как Гауди предполагал подниматься и спускать по ним? К счастью, сейчас подъем можно выполнить на лифте.
Фасад Рождества был завершен при жизни Гауди, фасад Страстей Христовых закончен недавно в 1980 году и вызывает много споров: он чересчур мрачен.
Ближе к окраинам города стоит Каса Висент — самая первая работа Гади, построенная в мавританском стиле. Этот богато украшенный особняк напоминает восточную драгоценность. В оформлении интерьеров дома проявилась безграничная фантазия Гауди (используется плитка, камень, орнаменты, изображения цапель и летающих птиц, между балками свисают ветки кофейного дерева с плодами, выполненными из картона, везде торжествует растительная тема).
Недалеко расположен парк Гуэль. Для богатейшего барселонского аристократа и промышленника Гуэля Гауди построил немало. Это и дворец Гуэль в готическом стиле рядом с бульваром Рамблас, и въездные ворота с павильонами усадьбы Гуэль, и парк Гуэль.
Видимо соседство с готическим кварталом и узкая улица с тесно зажатыми домами навели Гауди на мысль о готике. Хотя работа средневекового мастера всегда восхищала Гауди, о чем свидетельствует Саграда Фамилия.
Дракон — любимейший образ Гауди. Открыв пасть, крылатый дракон охраняет вход, расположившись на кованных воротах усадьбы Гуэль.
У входа в парк Гуэль стоит домик привратника. Он похож на кусок лавы, извергнутой разбушевавшимся вулканом. Его крыша словно стекает по стенам и застывает пузырями труб, окон и парапетов. От входа ведет лестница, на которой сидит совсем не страшный, неуклюжий и толстый дракон, украшенный яркой мозаикой. Он лениво греется на солнце у подножия «античного храма» — это галерея — укрытие от палящего солнца. Стоит подняться на крышу, как образ храма исчезает, вытесняясь мотивом морской волны в очертаниях линии парапета, одновременно служащего спинкой «бесконечной скамьи».
Сползает ящер по холма крутому склону,
Ведет газон от моря прямо к дому,
Увенчан парк мифической скульптурой,
А каждый камень — элемент архитектуры.
Стремился зодчий не природу покорить,
А рукотворный мир в ней растворить.
Парк Гуэль — великолепная шутка гения. Гауди все время играет со зрителем, вводя его в заблуждение. То нет опоры под перекрытием, и оно должно упасть, но не падает. То керамические пальмы оказываются колоннами, подпирающими склон холма. Иногда колонна превращается в дерево или кариатиду. Вы спускаетесь по падающей лестнице с падающим парапетом, которую подпирает, ой!…, ничего не подпирает, ой!…, а следующая опора падает. Такие превращения, когда камень становится цветком или деревом, а живое дерево похоже на каменную конструкцию, на каждом шагу подстерегают гуляющих в парке.
Да, в первую очередь, Барселона — город Гауди. И все же нельзя забывать, что в этом городе — музее под открытым небом, творили и другие гении. Например, Хоан Миро, родившийся в Барселоне. «Самым красивым пером на шляпе сюрреализма» назвал Миро основатель течения Андре Бретон. Имя Миро прочно связано с сюрреализмом. Хотя, как любой гений, Миро выходит за рамки любого течения. Он, несомненно, создал свой собственный стиль — праздничный, наивный и ироничный.
20-метровая статуя «Женщина и птица» стоит, отражаясь в глади озера, в парке Хоана Миро. Скульптура облицована разноцветными плитками. Можно очень долго кружить вокруг статуи, теряя и находя в знаках и образах женщину и птицу. Миро был против восприятия его искусства через абстракцию. «Для меня форма никогда не бывает абстрактной. Она всегда — звезда, человек или еще что-нибудь», — говорил художник.
Остальные работы Миро собраны в Фундасьо Миро. Музей имеет очень богатую коллекцию.
Пабло Пикассо несколько лет провел в Барселоне, здесь он учился. Коллекция работ Пикассо в особняках на улице Монткада в готическом квартале поистине впечатляет.
Гений архитектуры 20 века Мис ван дер Роэ построил в Барселоне для Всемирной выставки 1929 года павильон Германии. Здание было снесено к закрытию выставки. Но было построено заново к столетию со дня смерти Людвига Мис ван дер Роэ. В интерьере, отражаясь в глади маленького бассейна, стоит статуя «Утро» немецкого скульптора Георга Кольбе. Здание из стекла и полированного камня отличается изысканной простотой, интерьер плавно перетекает во внешнее пространство и сливается с окружающей средой, здесь царят свет и воздух, отражаясь в зеркале воды.
Фундасьо Миро и павильон Мис ван дер Роэ находятся на горе Монтжуйк. Между ними возвышается огромный дворец Палау Насьональ, где разместился Национальный музей каталонского искусства, с богатейшей коллекцией произведений Средневековья, в том числе с фресками романского периода. Большинство фресок привезено сюда из долины реки Бои у подножия Пиреней. На машине добраться в долину Бои и увидеть шедевры — росписи церквей в Тауле — очень сложно, поэтому коллекция музея просто царский подарок. Тем более, что музее воссозданы архитектурные интерьеры церквей и несколько сумрачное освещение, создается максимально приближенное к реальности впечатление. Рядом расположен очень хороший Археологический музей.
На вершину горы Монтжуйк к замку Монтжуйк (крепости 18 века), откуда открывается прекрасный вид на город, старый порт и море, можно подняться в кабинке по канатной дороге, это достаточно экстремальное ощущение, кабинка сделана из стекла, и возникает ощущение, что ты болтаешься в воздухе на огромной высоте. Спуститься в город можно на фуникулере. Фуникулер очень популярный вид транспорта для спусков и подъемов в горы.
На Монтжуйке построена так называемая Испанская деревня, здесь в уменьшенном виде можно увидеть копии подлинных 116 зданий из всех провинций Испании. Если придти сюда вечером, магазины уже будут закрыты, и кроме вас здесь никого не будет. В сумерках, в свете фонарей Испанская деревня, кажется декорацией к сказке, вот-вот на балконе покажется прекрасная сеньорита, заслушавшаяся серенадой влюбленного идальго.
Я здесь, Инезилья,
Я здесь под окном.
Объята Севилья
И мраком и сном.
Исполнен отвагой,
Окутан плащом,
С гитарой и шпагой
Я здесь под окном.
Ты спишь ли? Гитарой
Тебя разбужу
Проснется ли старый,
Мечом уложу.
А внизу на площади кружится в танце гордая Кармен, а вот, смотрите, смотрите, Дон Жуан в тени колонн признается в любви донне Анне.
В ближайших пригородах Барселоны в деревне Торельяс де Льобергат расположен еще один подобный городок — «Каталония в миниатюре». В первую очередь он рассчитан на детей, но представляет интерес для всех. Здесь копии самых известных каталонских зданий уменьшены в 25 раз, Саграда Фамилия Гауди оказывается ростом со взрослого мужчину. Среди прекрасно выполненных макетов ездят маленькие поезда, по автостраде на Таррагону мчатся маленькие машинки, пожарники в аэропорту тушат настоящий пожар, в готическом квартале Барселоны люди движутся под прекрасную музыку, по воде скользят суда и лодочки. Все эти чудеса оживают при простом нажатии на кнопку. Прекрасная работа ландшафтного архитектора создает имитацию лилипутской растительности сомасштабной размеру зданий.
Напротив горы Монтжуйк высится гряда Кольсерола, в которой выделяется холм Тибидабо, увенчанный неоготическим Искупительным Храмом Святого Сердца. Неподалеку от Тибидабо любители острых ощущений могут подняться на Тор-де-Кольсерола — телебашню высотой 288 метров, стоящей на вершине 445-метрового холма. Прозрачный стеклянный лифт, в котором создается ощущение полета в воздухе, за 2 минуты поднимает вас на немыслимую высоту, видимо, такой видят Барселону небесные жители.
У подножия этих гор расположен монастырь Санта-Мария-де-Педральбес, в 1989 году монастырю были пожертвованы 60 полотен из мадридской коллекции Тиссен-Борнемиса. Здесь можно насладиться Веласкесом и Сурбараном, Каналетто, Веронезе и Тьеполо.
Недалеко от Барселоны в редкой красоте горном массиве Монсеррат (по-каталански — «зазубренная гора») расположен монастырь Монсеррат — главная святыня Каталонии. Деву Марию Монсерратскую провозгласили покровительницей Каталонии. К сожалению, во время войны с Наполеоном в 1811 году, заложенный в 9 века монастырь, был разрушен до основания. Монастырь вновь отстроили, сейчас в нем живут монахи — бенедектинцы. Сюда приезжает огромное количество больных в надежде исцелится. Сам монастырь не представляет архитектурной ценности, но на фоне гор, с прекрасным видом на долину, это место впечатляет. При помощи почти вертикального фуникулера можно подняться на самую вершину горы и увидеть всю панораму и монастырь сверху.
В окрестностях Барселоны стоит посетить знаменитый «цистерцианский треугольник» монастырей. Особо выделяются два: Поблет и Сантес Креус. Последний вполне заслуженно считается самым красивым. Монастыри расположены в удивительно тихих и живописных местечках. Самое прекрасное в этих монастырях — готические внутренние дворики, с резными капителями, стрельчатыми ажурными арками, цветущими зелеными газончиками и журчащими фонтанами.
На пути из Барселоны к Валенсии — Таррагона — большой портовый город. В период римского владычества от был столицей провинции Тарраконская Испания. У самого моря сохранились руины римского амфитеатра, и римского цирка. В самой высокой точке города стоит огромный средневековый (смесь романики и готики) собор. Недалеко от города сохранились римская триумфальная арка и акведук — настоящая жемчужина. Акведук, прозванный «мостом дьявола», прекрасно сохранился и шагает огромными, сложенными из тесанного камня, арками в гуще зелени.
Валенсия — третий по величине город Испании, расположена в трех часах езды на поезде от Барселоны (примерно 350 км). Приезжая на поезде, вы попадается на главный Северный вокзал Валенсии, построенный в духе австрийского модерна. Особо красивы колонны и витражи в фойе. В стиле модерна построен и центральный рынок неподалеку. Валенсийский собор имеет три разностильный портала: романский, готический и барочный. В кафе на площади, наслаждаясь видом на готический портал, можно порадовать не только взгляд, но и желудок паэльей. Рядом высится 68- метровая колокольня Мигелете. Здание Биржи «Ла-Лонха», построенное в 15 веке, один из лучших памятников позднеготического зодчества Восточной Испании.
Ворота 13 века Торрес-де-Серранос стоят над руслом, переведенной после наводнения 1957 года в другое русло, реки Турия. Теперь в старом русле на полосе, протяженностью 5 км, разбиты сады, игровые и спортивные площадки.
Но вернемся в Барселону и направимся во Францию. Если свернуть с ведущей во Францию автострады в глубь страны, то можно увидеть один из самых красивых средневековых испанских городков — это Бесалу, расположенный на берегу реки. Попасть в город можно по старому мосту. Средневековый город — это всегда сказка, но каждый раз новая.
Около автострад, прямо на нашем пути лежит очень характерный город Жерона, с привлекательным старым центром и живописной набережной. Город особо красив во время выставки цветов, которая выплескивается из внутренних двориков храмов, на ступеньки, стены и улицы города.
По другую сторону от автострады на берегу моря сохранились руины римского города Эмпурьес. Но особенно прославил эти места, живший здесь Сальвадор Дали. Рядом с французской границей в городе Фигерас он создал, незадолго до смерти, музей-театр (здесь находится могила художника), рядом с городом он подарил своей жене Гала замок Пуболь, а около Кадакеса, на берегу моря в прославленной бухте Портльигат построил для себя и Галы огромный дом. Теперь все здания открыты для посещения. Жена Дали, урожденная Елена Дьяконова, бывшая жена Поля Элюара имела прозвище Гала, что в переводе с французского означает «праздник». Она стала постоянной моделью художника, его праздником, его музой.
Театр-музей в Фигерасе находится в здании городского театра, не все выставленные вещи сделал Дали, да и главных произведений мастера всего несколько. Тем не менее здесь, в Фигерасе, где Сальвадор Дали родился, в сюрреалистическом здании, украшенном огромными яйцами и стеклянным куполом, Дали предстает перед нами во всей красе собственного «параноико-критический» метода. Это метод объективизации безумия. Сюрреализм вторгается в мир желаний, иррациональному придается форма вещественного. В подсознательном Дали находит эротику и кошмары. Волшебные фантасмагории являются развитием концепции Франсиско Гойи «Сон разума порождает чудовищ». Жизнь Дали вообще была превращена им самим в сюрреалистический миф: «Пока вес разглядывают мои усы, я, укрывшись за ними, делаю свое дело».
Даже посетители музея в Фигерасе имеют несколько сюрреалистический вид: это в основном тинейджеры и женщины за 50, одетые и ведущие себя как тинейджеры.
Но от дома Дали в Кадакесе, к удивлению, создается совершенно другое впечатление. Здесь нет кошмаров, а все сюрреалистическое сведено к минимуму. Дом очень уютный и характерный. Много света и белого цвета, помещения разбиты на три зоны: комнаты, куда допускаются гости, личные покои и мастерская. Очень красивы патио и бассейн. Из лебедей, плававших здесь и своей лошади, Дали сделал чучела, так продолжив их жизнь в своем доме. Весь дом украшен высохшими желтыми цветами, которые так любила Гала, его жена и муза. Этими же цветами украшен и небольшой замок Пуболь около Жероны, подарок Гале влюбленного мужа, говорят, что Дали мог войти в замок только с разрешения Галы.
На побережье от Барселоны до Франции на Коста Маресме и Коста Брава множество развлечений, среди которых несколько аквапарков. Конечно, аквапарком никого не удивишь, но один из них заслуживает внимания, как наиболее экстремальный в Европе. Ватер Ворлд — водный парк, в котором можно прокатиться по самым длинным в Европе горкам (250 и 260 метров спусков и подъемов), с одной спускаются на 4-х местной шлюпке, можно и в одиночестве, с другой на двухместной. Кроме того суперэкстремальные горки Шторм (две трубы длиной 80 метров, заканчиваются двумя воронками, переходящими в водоворот) и горки с эффектом Дикой реки, вода постоянно бьет в лицо, а вы также постоянно падаете вниз, видимо, так чувствуешь себя падая в водопад.
Получив изрядную порцию адреналина, можно посетить юг Франции. Интересно, что французы и испанцы не испытывают к друг другу пылких чувств, и в большинстве случаев не знают языка друг друга. Пересечение границы не составит никаких проблем, скорее всего пограничники даже не обратят внимания на вашу машину.
На полпути к Тулузе стоит побывать в средневековой крепости Каркассон — бесценном шедевре военной архитектуры. Проезжая по этим землям, вы часто будете встречать надпись «Земля катаров». История Каркассона тоже тесным образом связана с катарами, которые преследовались как еретики.
Тулуза — самый крупный город на юге Франции, столица юго-запада страны, из-за кирпичных построек ее называют «розовым городом». Город появился здесь еще в римские времена, но сегодня Тулуза — жемчужина средневековой и ренессансной архитектуры. Главная достопримечательность Тулузы — паломническая церковь Сен Сернен. Паломнические церкви — особое явление в романском зодчестве Франции. Юг и юго-запад страны пересекали четыре дороги пилигримов. Все они сходились за Пиренеями на севере Испании в монастыре Сантьяго-де-Компостела. Четыре больших собора отмечали каждую из этих дорог, одна из них — это Сен Сернен. Церковь выделяется суровой мощью, а ее планировка обусловлена непрерывным движением пилигримов, желавших видеть реликвии и принять участие в службе. Также особого внимания заслуживает археологический музей и весьма достойная коллекция импрессионистов и постимпрессионистов в фонде Бемберга, расположенная в очень красивом ренессансном палаццо.
В окрестностях Тулузы для любителя прекрасного немало интересного. Альби — раскинувшийся на берегу реки с многочисленными мостами — удивительно живописный город, с музеем родившегося здесь Тулуз-Лотрека и огромным городским собором св. Сесилии с красивым готическим порталом; Корд — небольшой средневековый городок на высокой горе, за свое местоположение получивший прозвище «Корд под небесами», Конх с второй из четырех паломнических церквей Сен Фуа — пожалуй самый прекрасный из маленьких городков вокруг Тулузы, более сказочного места нет на земле, дома, мостовые, черепица крыш — все сделано из камня, город увит сверкающими как драгоценности на солнце цветами, и сам город, как драгоценный камень окружен, как оправой, зелеными холмами, а посреди этого великолепия высится прекрасная церковь Сен Фуа, устремляясь к лазурному небу. По красоте с Конхом могут соперничать лишь Брюникель и Сен Сирк-Лапопи. Оба расположены на высоких горах, откуда открывается фантастический вид на окрестности. Наверное, это кусочки райского пейзажа, подаренные Земле Господом. Сен Сирк-Лапопи царствует над долиной реки Ло и национальным парком, сама извилистая дорога, петляющая по долине Ло, похожа на путешествие в сказку. Приятное впечатление остается от Каора, Родеза и Муассака. В Муассаке находится самый красивый из готических двориков Франции. В Монтобане родился Энгр, и здесь в его музее неплохая коллекция работ художника, а также целый зал самых знаменитых работ Бурделя.
Южнее Тулузы и Каркассона стоит заехать в живописный город Фуа с крепостью и небольшим водопадиком на горной реке. Еще южнее Фуа в Пиренеях сохранилось огромное количество первобытных пещер палеолитического времени. Самые лучшие наскальные фрески можно увидеть в пещере Ле Нио, около километра пути в темноте с фонарем, освещающим путь, и в недрах пещеры, взору открываются прекрасные, хорошо сохранившиеся изображения бизонов, лошадей, коз и ланей. В этой пещере в 13 веке прятались от преследований катары.
Поблизости можно прокатиться по подземной реке, спуск в лодке по 1,5 км водному пути среди подсвеченных сталактитов и сталагмитов, весьма увлекателен. Надеюсь, что наше путешествие тоже было хоть сколько-нибудь увлекательным.