Прогулки по Италии

Италия долгое время была страной, куда стремились все путешественники, а в первую очередь художники. Именно в Италию посылали русских пенсионеров из Академии художеств. И хотя эта традиция забыта, несомненно, что не побывав в Италии (имеется в виду серьезное посещение, а не пролет, как «фанера над Парижем»), нельзя назвать себя образованным, культурным или каким еще там хотите человеком, нельзя назвать себя путешественником, повидавшим мир. Италия предоставляет такое количество и качество пищи для души и ума, которых вы не найдете, не побоюсь этого утверждения, ни в одной стране мира.

Путешествовать по Италии между крупными городами крайне удобно благодаря скоростным поездам «Евростар», поезд развивает скорость, при которой закладывает уши как в самолете. К небольшим городам нас доставят комфортабельные и часто ходящие электрички или автобусы. Но если вы хотите перемешаться еще быстрее и по вами придуманному маршруту, лучше всего взять напрокат машину, правда, стоит учитывать высокую стоимость аренды, бензина, платных дорог и парковки. Штрафы за неправильную парковку вас неприятно удивят. Если все это вас не смущает, то путешествие будет очень приятным и скорее всего вы не заблудитесь. Итальянский знать необязательно, итальянцы крайне общительны и обязательно укажут вам дорогу. Главное в их супер скоростной речи уловить несколько выученных заранее слов (прямо, налево, направо). Итальянская кухня вне всяких похвал, скорее всего ваше меню в пути составят пицца и паста.

Говорить об Италии страшно, поскольку плохо невозможно, а чтобы воспеть ее не хватает слов и таланта. Ни об одной стране мне не было так трудно писать — водоворот эмоций и воспоминаний, возникающий при одном слове «Италия», мешает облекать мысли в слова. Наверно это также трудно, как признаться в любви, чтобы передать всю силу своих чувств, или объяснить, что такое любовь.

Особенно трудно писать об Италии после знаменитых «Образов Италии» Муратова. И тем не менее я рискну…

Описать все памятники любой страны или даже города занятие не из простых. Обычное перечисление может превратиться в бесконечный и скучный список. И все же это возможно. Что касается Италии, то по плотности расположения и качеству памятников, эта маленькая южно-европейская страна превосходит все страны мира. Рим превосходит по этим же пунктам все города Италии. И наше путешествие мы начнем с него. Из аэропорта прямо в центр Рима нас доставит поезд-экспресс, носящий имя великого Леонардо да Винчи.

Знаменитое утверждение, что все дороги ведут в Рим, не преувеличение. Здесь произошло множество культурных связей (Востока, Греции, Этрурии), на их основе здесь родилось все, на чем зиждется вся последующая европейская культура.

Изначально, собственные художественные традиции римлян были довольно скудны. Хорошо известна фраза Горация «плененная Греция победила своего некультурного победителя». Гордый Рим, непреклонный и суровый в борьбе за мировое господство, послушно склонил голову перед великой греческой культурой. Завоевав этрусков, а позднее во времена империи огромные территории, Рим ассимилировал чужые культурные традиции. Поэтому именно в Риме сложилась удивительная культурная почва для произрастания шедевров. Это город титанических личностей и мировых шедевров. И ни в одном городе мира не представлено столько памятников различных исторических эпох.

Современный Рим, как и любой город, вполне четко делится на старую и новую части. Старый Рим расположен на семи знаменитых холмах, каждый из них неповторим. Таким для Гумилева предстал Палатин:

Измучен огненной жарой,

Я лег за камнем на горе,

И солнце плыло над мной,

И небо стало в серебре.

 

Цветы склонялись с высоты

На мрамор брошенной плиты,

дышали нежно, и была

Плита горячая бела.

 

И ящер средь зеленых трав,

Как странный и большой цветок,

К лазури голову подняв,

Смотрел и двинуться не мог.

 

Ах, если б умер я в тот мин,

Я твердо знаю, я б проник

К богам, в Элизиум святой,

И пил бы нектар золотой.

 

А рай оставил бы для тех,

Кто помнит ночь и верит в грех,

Кто тайно каждом стеблю

Не говорит свое «люблю».

 

От эпохи древнеримской республики в городе сохранились гробницы, удивительные по прочности и красоте мосты, выдерживающие современные машины, акведуки, дороги. До сих пор функционирует знаменитая Аппиева дорога, при строительстве которой использовалась смесь близкая бетону, прямая как стрела дорога воплотила непреклонность и решительность древних римлян.

Но особенно прославились римские форумы. Их начали строить в эпоху республики и продолжали в период империи. От простых овощных и мясных площадей они эволюционировали до помпезных императорских. Практически каждый римский император создал свой форум, который отражает не только дух времени, но и характер, личность самого императора. Такую печать несут не только форумы, но и все постройки. Достаточно взглянуть на грандиозные термы Каракаллы и вспомнить стихи Гумилева, посвященные этому императору:

Император с профилем орлиным,

С черною, курчавой бородой,

О, каким бы стал ты властелином,

Если б не был ты самим собой!

 

Любопытно-вдумчивая нежность,

Словно тень, на царственных устах,

Но как дикая мятежность

Затаилась в сдвинутых бровях!

 

Образы властительные Рима,

Юлий Цезарь, Август и Помпей, —

Это тень, бледна и еле зрима,

Перед тихой тайною твоей.

 

Сердце Рима — огромный форум Романум — застраивался на протяжении всей истории Древнего Рима, поэтому из всех форумов он представляет наибольший интерес, его украшают триумфальные арки, храмы, курия и табуларий, а также базилика. Форум был не только центром города, но и центром жизни римлян, здесь выступали ораторы, собирался городской совет (в курии), хранился государственный архив (в табуларии), поклонялись богам, просто собирались для общения, покупали в лавках продукты.

Жители вечного города требовали хлеба и зрелищ, и они их получали. Сохранились руины театра Марцелла, в яруса которого впоследствии был встроен жилой дом. Но самым прославленным чудом несомненно является Колизей, расположенный рядом с форумом Романум. Через однопролетную арку Тита, воздвигнутую на краю форума, открывается внушительная перспектива как на форум, так и в противоположную сторону на Колизей. Таким образом арка связала республиканскую святыню с имперской.

Об этом амфитеатре Флавиев написано очень много, но почувствовать простоту и гениальность Колизея можно только посетив его. И расположение ордеров, и математические пропорции, и система входов и выходов, все тщательно продумано в конструкции этого удивительного сооружения. Но восхищаться Колизеем можно и не зная всего этого, его гармоничная мощь покоряет в любом случае.

Соперничать по величию из памятников Древнего Рима с Колизеем может лишь Пантеон — храм всех богов — вершина древнеримского зодчества, купол которого пролетом более 40 м не могли превзойти до конца 19 века. Гармонию и покой — вот что чувствует путешественник проходя под небесным сводом купола, в окулюс которого проникают солнечные лучи.

Из императорских гробниц интереснее всего гробница императора Адриана, в средние века получившая имя Замка Святого Ангела, в честь украсившей ее статуи ангела. Мост через Тибр, ведущий к замку в 17 веке был украшен статуями ангелов работы великого Бернини.

Императорский Рим прославился также триумфальными арками и колоннами, громадными термами, базиликами.

Следующий этап истории вечного города связан со средневековьем. Гробницы и храмы, а также катакомбы, километры которых сохранились под Римом, украшенные мозаиками и фресками рассказывают нам о нелегкой жизни ранних христиан и их светлом, еще пронизанном античной чувственностью искусстве. Романика и даже элементы готики, в целом чуждой для Италии, тоже нашли себе место в Риме.

Великие мастера Возрождения (среди которых Браманте, Микеланджело, Лернардо и Рафаэль) благодаря активному меценатству римских пап, украсили следующую страницу римской истории прекрасными палаццо и виллами, храмами, скульптурами и фресками. Несравненно очарование маленького Темпьетто Браманте, столь гармонично вписанного в стены монастыря Сан Пьетро ин Монторио.

Римские виллы это отдельная тема, прекрасные дворцы, в большинстве которых ныне расположены музеи, окружены огромными живописными парками, в которых крайне приятно прогуливаться и представлять сколько тайн они хранят. Гумилев возможно прогуливался на вилле Боргезе ночью:

Из камня серого иссеченные вазы,

И купы царственный ясени, и бук,

И от фонтанов ввысь летящие алмазы,

И тихим вечером баюкаемый луг.

 

В аллеях сумрачных затерянные пары

Так по-осеннему тревожны и бледны,

Как будто полночью их мучают кошмары

Иль пеньем ангелов сжигаю души сны.

 

Здесь принцы грезили о крови и железе,

А девы нежные о счастии вдвоем,

Здесь бледный кардинал пронзил себя ножом...

 

Но дальше, призраки! Над виллою Боргезе

Сквозь тучи золотом блеснула вышина, —

То учит забывать встающая луна.

 

Сердце Рима, маленькое государство Ватикан, несмотря на свои маленькие размеры хранит неисчислимое количество шедевров, среди которых прославленная Сикстинская капелла со сводом работы Микеланджело. Если Ватикан сердце Рима, то несомненно, что сердце Ватикана и всего католического мира — это собор святого Петра, над строительством которого работало огромное количество прославленных мастеров начиная с Браманте, Рафаэля и Микеланджело и заканчивая гением барочного мастера Бернини, создавшего здесь среди прочего и предхрамовую площадь, являющуюся частью собора. Ее колоннады подобно объятию охватывают овальную часть площади. Столь грандиозный замысел стоит в одном ряду с шедеврами императорского Рима — с Колизеем и Пантеоном. С площадью перед собором святого Петра в Риме может соперничать лишь Капитолийский ансамбль, над площадью которого потрудился гений Микеланджело.

Несмотря на изобилие памятников эпохи Древнего Рима, средних веков и Возрождения, Рим несомненно является городом барокко, которое сказало здесь свое первое слово в церкви Виньолы Иль Джезу. Барочный Рим — это десятки церквей и палаццо. Барочной динамикой пронизаны многие постройки и целые ансамбли, в первую очередь знаменитые римские площади Навона, дель Попола, Тринита деи Монти. Именно в 17 веке в Риме происходят серьезные градостроительные изменения, появляется захватывающая дух динамика далевых перспектив. В начальных и конечных пунктах магистралей и в центре площадей устанавливаются обелиски. От площади дель Пополо расходится знаменитый римский трезубец, впоследствии многократно повторенный (в частности, в Версале и Петербурге). Правый луч (улица Рипета) уходит в сторону Пантеона и площади Навона. Эта удивительная овальная площадь отмечена работами сразу двух главных архитекторов барокко: необыкновенно пластичным фасадом церкви Сант Аньезе ин Агоне Борромини и двумя фонтанами Бернини.

Уже в 18 веке создается знаменитая среди туристов Испанская площадь, особенно красива она весной, когда ее криволинейные, беспокойно бегущие по склону холма лестницы полностью уставлены горшками с цветами, кажется, что ступени тонут в цветочном океане.

Среди шедевров Борромини в Риме хочется выделить церковь Сан Карло алле Куатро Фонтане. Участок, на котором она расположена, чрезвычайно мал, это место пересечения двух улиц, углы которых украшены 4 фонтанами. Здесь требовалась особая виртуозность исполнения и Борромини превзошел самого себя, волнистый изгиб стен вздымается над перекрестком. Еще один шедевр поражающий даже самое изощренное воображение — это коридор в садовом корпусе палаццо Спада. Играя с искусственной перспективой Борромини создает в маленьком коридорчике иллюзию протяженной сводчатой галереи.

Созданный, как и Испанская площадь, в 18 веке фонтан Треви имеет достаточно эффектный вид, поскольку врезан в массивный фасад палаццо Поли, но украшающая его скульптура не более чем работы эпигонов школы Бернини.

Огромный интерес представляют Римские пригороды, здесь можно посетить этрусские некрополи (например, в Тарквинии), после чего вернувшись в Рим заглянуть на виллу Джулия с единственным в мире музеем этрусского искусства. Здесь уместно напомнить, что римская культура начала формироваться под влиянием двух основных составляющих: художественной культуры этруссков и южноиталийских греков.

Все же среди всех римских пригород несомненно выделяется Тиволи. Это удивительно живописное место на протяжении веков привлекало к себе множество художников, желающих запечатлеть древнеримский республиканский круглый храмик, расположенный над обрывом, в котором шумят водопады реки Анио, красоты виллы императора Адриана, хорошо сохранившиеся руины которой цветущей весной украшаются красными деревьями. В эпоху Римской империи в Тиволи было очень много вилл. Не верьте многочисленным путеводителям, утверждающим, что вилла императора находится в самом Тиволи. Она раскинулась не доезжая города, который расположен на возвышенности, вилла же внизу в долине, километров на 5 ближе к Риму. Если вы заблудитесь на пути к вилле и, не видя ни одного итальянца, будете размышлять у кого бы спросить дорогу, то просто поднимите голову к небу. Нет я не предлагаяю вам воззвать к богу, просто вы мгновенно обнаружите как с многочисленных маленьких балкончиков второго и третьего этажей вас будут внимательно разглядывать местные жители. Как только вы зададите вопрос, царившая вокруг вас тишина станет лишь мимолетным воспоминанием, поскольку сразу десяток эмоционально махающих руками итальянских матрон укажут вам путь.

Особенно привлекает внимание художников вилла д`Эсте в центре Тиволи, созданная уже в 16 веке, эффектно поставленная на гребне холма, прославившаяся своими эффектными водопадами. Водопады на вилле искусственные, но подражают, и весьма успешно, природным.

Возвращаясь на машине в Рим постарайтесь вспомнить, как вы выезжали, особенно то, что касается различных туннелей. Иначе вы рискуете врезаться в стену внутри туннеля, который решит неожиданно раздвоится на правую и левую дорогу. А верной скорее всего окажется не та, которую вы выберете. Но вернемся к путешествию.

Чтобы познакомиться с культурой вышеупомянутых южноиталийских греков, нужно отправится на юг Аппенинского полуострова, к руинам городов так называемой «Великой Греции». Сегодня город Пестум напоминает деревню, удивительно свежий воздух, спускается с гор и поднимается от Неаполитанского залива, временами слышен крик петухов, мычание коровы. На огромном зеленом плато среди руин города очень хорошо сохранились три греческих храма.

Кроме Пестума в окрестностях Неаполя несомненно необходимо посетить руины трех древнеримских городов, погребенных под огненной лавой Везувия. Помпеи самый известный город, но Геркуланум и Стабии тоже достойны внимания. Везувий уничтожил цветущие города Кампаньи, но как не кощунственно это звучит, он и сохранил их для потомком. Окаменевшая лава на долгие века законсервировала в идеальной сохранности дома и улицы, украшенные мозаиками и фресками, предметы быта. Помпейские мозаики прославились во всем мире и оказали огромное влияние на многих художников. Памятников античной живописи уцелело очень мало, поэтому трудно переоценить значение найденных здесь настенных росписей и мозаик.

Современный Неаполь и залив, в котором он расположен, по-прежнему прекрасен как в стихах и картинах их воспевающих:

 

Как эмаль, сверкает море,

И багряные закаты

На готическом соборе,

Словно гарпии, крылаты;

Но какой античной грязью

Полон город, и не вдруг

К золотому безобразью

Нас приучит буйный юг.

 

Пахнет рыбой, и лимоном,

И духами парижанки,

Что под зонтиком зеленым

И несет креветок в банке;

А за кучею навоза

Два косматых старика

Режут хлеб... Сальватор Роза

Их провидел сквозь века.

 

Здесь не жарко, с моря веют

Белобрысые туманы, все хотят и все не смеют

Выйти в полночь на поляны,

Где седые, грозовые

Скалы высятся венцом,

Где засела малярия

С желтым бешеным лицом.

 

И, как птица с трубкой в клюве,

Поднимает острый гребень,

Сладко нежится Везувий,

Расплескавшись в сонном небе.

Бьются облачные кони,

Поднимаясь на зенит,

Но, как истый лаццарони,

Все дымит он и храпит.

 

Итак, Неаполь несомненно прекрасен, но только если не надевать очки. Одев их нельзя не ужаснутся количеству мусора и грязи покрывающей город и его обитателей. Блуждая по узеньким уличкам старого города, вспоминаешь бедные районы Каира. Но временами перед глазами встают фасады барочных церквей и они по-прежнему прекрасны. Из всех городов Италии Неаполь наиболее перенаселенный, с огромным количеством иммигрантов и высоким уровнем преступности, здесь центр знаменитой итальянской мафии. Но посетить Неаполь необходимо, чтобы увидеть помпейские мозаики и фрески в Археологическом музее, а также шедевры западноевропейской живописи в забравшейся высоко на утес галерее Каподимонте. здесь собрана прекрасная коллекция, включающая в себя работы Беллини, Тициана, Брейгеля-старшего (его знаменитая картина «Слепые»), Караваджо («Бичевание»). Чтобы найти эти музеи вам придется обратится за помощью к местным жителям. Если вы путешествует на машине, то и местная полиция с удовольствием проводит вас с эскортом этак долларов за 30. Но надо заметить, что, имея карту, вы тоже прекрасно разберетесь и без жаждущей заработка полиции.

Все же по Неаполю лучше передвигаться на общественном транспорте. Пока вы едете в городском автобусе его пассажиры в полном составе всю дорогу будут обсуждать, где вам лучше сойти, они рассмотрят вас так внимательно, что у вас возникнет ощущение, будто вас обнюхала стая бездомных и грязных собак. Все пассажиры автобуса без исключения похожи на бомжей и все жаждут с вами познакомится. Мы не будем задерживаться в Неаполе надолго.

Вернувшись в центр Италии, направимся в Тоскану, одну из самых прекрасных и прославленных областей Италии. Столица Тосканы — Флоренция — создала собственный, уникальный стиль архитектуры, продолжающий позднеантичные традиции. Проторенессанс в архитектуре отличает полихромная мраморная облицовка в сочетании с элементами античного ордера. Светлое, праздничное звучание многочисленных во Флоренции проторенессансных построек создает радостное ощущение от  города. Первой такой постройкой для вас вероятно будет церковь Санта Мария Новелла, подарившая имя и флорентийскому вокзалу, на который пребывают все посетители города. Вокзал расположен крайне удачно, в самом центре города.

Флоренция один из самых, если не самый прекрасный город Италии, это город где зародилось Возрождение — прекрасная эпоха, когда римские папы становились великими меценатами. Но это и время тирании Медичи и проповедей Саванаролы, сжигавшего на кострах картины и книги гуманистов, и самого впоследствии сожженного. Гумилев посвятивший Италии множество прекрасных строк, не мог обойти своим вниманием эту жемчужину среди городов:

 

О сердце, ты неблагодарно!

Тебе — и розовый миндаль,

И горы, вставшие над Арно,

И запах трав, и в блеске даль.

 

Но, тайновидец дней минувших,

Твой взор мучительно следит

Ряды в бездонном потонувших

тебе завещанных обид.

 

Тебе нужны слова иные,

Иная, страшная пора.

...Вот грозно встала Синьория

И перед нею два костра.

 

Один — как шкура леопарда,

Разнообразен, вечно нов.

Там гибнет «Леда» Леонардо

Средь благовоний и шелков.

 

Другой, зловещий и тяжелый,

Как подобравшийся дракон,

Шипит: «Вотще Савонаролой

Мой дом державный потрясен».

 

Они ликуют, эти звери,

А между них, потупя взгляд,

Изгнанник бедный, Алигьери,

Стопой неспешной сходит в ад.

 

Здесь практически нет современных построек, весь город можно обойти за день-два, и с любого места на вашем пути будут развертываться прекрасные, живописные пейзажи. Река Арно с вереницей мостов пересекает город, окруженный холмами с виллами и соборами. Здесь нет шума столичного мегаполиса, все крайне спокойно, консервативно, все почти так как было здесь во времена Джотто, фресками которого украшена огромная церковь Санта Кроче. Если мы пересечем Арно и поднимемся на холм к знаменитой церкви Сан Миньято аль Монте, то перед нами откроется захватывающая дух панорама Флоренции, в которой будет выделятся три здания: церковь Санта Кроче, палаццо Синьории и знаменитый Флорентийский собор. Флорентийский собор (он же собор Санта Мария дель Фьоре или Дуомо — так называют главный городской собор в Италии) обязан своим прославленным куполом, царящим на городом, гению Филиппо Брунеллески. Ему же принадлежат во Флоренции Оспедале дельи Инноченти (приют невинных), фасад которого считают первым памятником итальянского Ренессанса, старая сакристия церкви Сан Лоренцо и капелла Пацци в монастыре Санта Кроче. Новая сакристия церкви Сан Лоренцо получила имя капеллы Медичи, благодаря Джулиано и Лоренцо Медичи, которые здесь похоронены.  Внутренний вид капеллы и гробницы с главным образом Мадонны созданы Микеланджело. Полюбовавшись многочисленными палаццо, необходимо посетить комплекс зданий, построенных Джорджо Вазари. Литературное творчество удавалось ему лучше, чем живопись и архитектура, но в комплексе построенных им правительственных зданий Флоренции, ныне расположена одна из самых известных картинных галерей в мире — Уффици. Уникальность коллекции несомненна, здесь нет ни одной проходной работы, лишь шедевры. Их количество вызывает восторг смешанный с ужасом, который наверно испытываешь созерцая нечто божественное. Комплекс Уффици решен в виде улицы, обстроенной зданиями, улица соединяет главную площадь города (площадь Синьории с одноименным палаццо) с набережной реки Арно.

После Флоренции мы направляемся на запад, начать путешествие по Тоскане лучше всего с шедевра средневековой и проторенессансной архитектуры — ансамбля в Пизе. Всем хорошо известна Пизанская башня, прозванная падающей, но не меньшего внимания достойны Пизанские собор, баптистерий и готическое кампосанто. Надо заметить, что вследствие неравномерной усадки грунта кампанила наклонилась еще в период строительства и чтобы воспрепятствовать падению башни последний ярус в 1301 году был смешен в сторону, противоположную общему наклону. Сегодня башню держат стальные тросы, и с недавних пор открыто ее посещение.

Недалеко от Пизы расположены Лукка, Прато и Пистоя представляющие огромные интерес благодаря проторенессансным храмам и баптистериям. Проторенессанс в архитектуре остался исключительно Тосканским стилем, поэтому и познакомиться с ним можно только здесь, а это знакомство навсегда оставит след в вашем сердце. Если направиться от Пистои обратно во Флоренцию, то можно заехать в деревушку Винчи, где родился Леонардо да Винчи, а также полюбоваться виллой Медичи 15 века в Поджо-а-Кайано.

На юге от Флоренции расположен средневековый город Сан-Джиминьяно. Уникальность этого города в практически полной сохранности его облика 12 века. Еще издалека город, расположенный на холме, приветствует нас мрачными сторожевыми башнями.

На юге же расположена Вольтерра, интересная благодаря музею с этрусскими памятниками, Сиена, в которой встретились редкая для Италии готика и проторенессанс (сиенский собор и палаццо Пубблико), Монтепульчано (собор эпохи Возрождения), и, конечно, этрусская Перуджа.

В Перудже, главном городе Умбрии, сохранились этрусские ворота, кроме того в Колледжо дель Камбио вас встретят фрески Пьетро Перуджино. Продвигаясь далее на юг по Умбрии мы подъезжаем к расположенному среди полей на холме Ассизи с базиликой Франциска Ассийзкого, здесь жившего, украшенной прекрасными фресками Джотто и других мастеров проторенессанса. Собор в Тоди построен в русле идей великого Браманте, а в соборе в Орвието вновь встретились готика и проторенессанс.

К востоку от Флоренции лежит Ареццо с фресками Пьеро делла Франческа в церкви Сан Франческо, Урбино, главный город Марке, с суровым и прекрасным палаццо Дукале — огромным дворцовым комплексом для графа Федериго да Монтефельтро. Здесь родился Браманте и на его глазах строился дворец, здесь же получил свои первые впечатления Рафаэль. На самом побережье, на территории Эмилии-Романьи, расположено Римини, ныне популярное у туристов как курорт, но также интересное архитектурой эпохи Возрождения (в первую очередь церковью Сан Франческо Леона Батиста Альберти), древнеримским мостом. По центру можно ездить на велосипеде или ходить пешком, автомобильный проезд закрыт. От Римини недалеко до Равенны, которая является целью путешествия многих. Равеннские мозаики прославленны не менее помпейских, и прекрасны тоже не менее. Кроме того в 6 веке Равенна была столицей остготского королевства и здесь сохранился монументальный мавзолей ее правителя Теодориха.

Из Флоренции можно направиться и на север. В центре Болоньи, главном городе Эмилии-Романьи, построен собор Сан Петронио, декор его фасада так и не был закончен, но нижние яруса скульптурного убранства выполнены Якопо делла Кверча, оказавшего большое влияние на Донателло и Микеланджело. В Болонье вдоль узких улиц под нависающими громадами средневековых наклонных башен следуют бесчисленные аркады, занимающие первые этажи зданий. Тема аркады разрабатывается во многих болонских палаццо. В дождь практически весь город можно пройти не намокнув. В Болоньи сильны коммунисты, тем не менее сегодня это очень деловой, богатый и респектабельны город. А таким он предстает перед нами в стихах Гумилева:

Нет воды вкуснее, чем в Романье,

Нет прекрасней женщин, чем в Болонье,

В лунной мгле разносятся признанья,

От цветов струится благовонье,

 

Лишь фонарь идущего вельможи

На мгновенье выхватить из мрака

Между кружев розоватость кожи,

Длинный ус, что крутит забияка.

 

Еще севернее расположена Модена с прекрасным романским собором 12 века. Это пример ломбардской архитектуры, в которой главная роль принадлежала фасаду. Центр города производит очень уютное впечатление, видимо, отчасти из-за того, что по нему закрыт автомобильный проезд, возможно лишь пешее или велосипедное перемещение.

А дальше на севере нас манит Венеция с окружающими ее городами, Милан и Генуя, остров Сицилия на юге, но мы прервем наше путешествие по Италии, поскольку, как говорится «хорошенького понемножку», а наш voyage маленьким не назовешь, да и сердце, и разум вряд ли могут за раз вместить столько впечатлений и восторга.