Германия, Берлин, май 2014 года

Два месяца назад мы посетили Мюнхен и часть Баварии, теперь неделю собираемся посвятить Берлину и Потсдаму. Как я писала в тексте про Мюнхен, будем смотреть Германию кусочками. Таким образом, это будет второй кусочек, надеюсь, «пирога»…

1 день, суббота 3 мая

По количеству музеев и прочих памятников Берлин можно поставить в один ряд с крупнейшими мировыми столицами. Город делиться на две части: Восточную и Западную, потому что до 1990 года люди здесь, как и вся Германия, жили в разных политических и экономических системах: капиталистической и социалистической. Это разделение чувствуется и сейчас, даже в том, как люди говорят о разных частях. Мы все же выбрали отель в Восточной части по простой причине – здесь больше достопримечательностей, и Восточный Берлин является историческим центром города. В 13 веке на берегу реки Шпрее появились два поселения. Одно, носившее название Кёльн, располагалось на острове, другое называлось Берлин.

Мы приехали в отель не очень поздно, поэтому около 7 вечера отправились на прогулку по ближайшим окрестностям. Солнце садится примерно в 9 часов, так что у нас даже было немного светлого времени суток. Наш отель расположен на берегу реки, напротив Острова музеев. Пройдя кусочек по Острову, мы свернули налево в район Николайфиртель, расположенный на берегу Шпрее. Район сильно пострадал во время Второй мировой войны, в 70-80-х годах 20 века здесь были воссозданы копии старых домов. Церковь св. Николая является сердцем этого района, она тоже была разрушена во время воздушных налетов и была восстановлена вместе с другими  постройками. От постройки 13 века осталось лишь основание фасада. Рядом находится реконструкция дворца Эфраима 18 века.

Рядом стоит огромная Красная ратуша – местный центр власти, с 1990 года здесь располагаются мэрия и правительство города. До этого здесь заседали городские власти Восточного Берлина. Здание было построено во второй половине 19 века, после войны реконструировалось в 50-е годы 20 века. Дворец построен под влиянием итальянских муниципальных зданий эпохи Возрождения из красного кирпича, которому, видимо, ратуша и обязана своим названием.

Еще пять минут пути, и мы подошли к Мариенкирхе второй половины 13 века. Эта раннеготическая церковь считается одной из самых интересных в городе, светлое, белое пространство украшена барочным алтарем и интересной кафедрой. Над церковью вздымается в небо 365-метровая Телебашня, вполне заслуженно получившая прозвище «зубочистка». В Европе это вторая по высоте подобная башня. На высоте чуть более 200 метров устроена смотровая площадка и вращающий вокруг центральной оси ресторан. В хорошую погоду видимость достигает 40 км. Мы получили панораму ночного города, поскольку, чтобы подняться на башню, нам пришлось почти два часа ждать нашего номера билета. Хорошо, что на это время можно было уйти из башни и поужинать в итальянском ресторанчике.

2 день, воскресенье 04 мая

Рано утром перейдя реку Шпрее по мосту, мы оказались на острове. Обогнув огромную стройку на Дворцовой площади, мы подошли к Фридрихсвердершекирхе – первой неоготической церкви в Берлине, построенной по проекту Шинкеля в 20-е годы 19 века.

Берлинские мосты достойны внимания. Один из мостов носит название Дворцовый и считается одним из самых красивых мостов города, он ведет на Дворцовую площадь, которую соединяет с главной городской улицей Унтер-ден-Линден. Мост был построен в 20-е годы 19 века Шинкелем. Раньше на Дворцовой площади стоял огромный дворцовый комплекс 15 века, в 16 веке замок был перестроен в стиле барокко. В середине 20 века дворец был разрушен, от него остался портал триумфальной арки, украшающий один из фасадов. Среди украшения здания сохранился фасад с атлантами, встроенный в другое здание.

Теперь на месте дворца раскинулась гигантская стройка, которая разбросала по окрестностям голубые и розовые трубы, сильно портя пейзаж. На площади возводят международный культурный центр (Гумбольд-форум).

Огромный Берлинский кафедральный собор в необарочном стиле был построен в конце 19 века и хорошо виден с разных мест, от Дворцового моста можно полюбоваться на него, «зубочистку» и стройку.

Вытянутый остров расположился в притоках реки Шпрее и является колыбелью города. Именно здесь в начале 13 века и появились первые поселения. Своим названием остров обязан большому количеству музеев, которым мы и собираемся посвятить сегодняшний день.

Несомненно, сердцем острова является Пергамский музей, построенный в начале 20 века. Он расположен в окружении еще четырех музеев. Здесь находится одна из самых известных в Европе коллекций древностей. Музей хранит три независимых коллекции – Музей античности (Греция и Рим), Музей Древностей Ближнего Востока и Музей исламского искусства. В первой коллекции восхищают римские мозаики, греческие статуи и рельефы Пергамского алтаря, а также ворота из Милета высотой 16 м. Знаменитый Пергамский алтарь, представленный в главном зале, подарил свое имя музею. Часть алтаря реконструирована в натуральную величину, прекрасные фризы с рельефами со сценами битвы богов с титанами по всему периметру опоясывают огромный зал.

В Музее Древностей Ближнего Востока выделяется восстановленный интерьер Ассирийского дворца 12 века до н.э. с шеду и ворота богини Иштар из Вавилона 6 века до н.э. Гигантские ворота дают, наконец-то, воочию увидеть самый главный памятник Месопотамского искусства, почувствовать себя входящим в древний Вавилон. Кроме того здесь представлено множество не столь грандиозных произведений Месопотамского искусства, шумерского, вавилонского, ассирийского и персидского времени.

Среди исламского искусства хранится прекрасный фасад дворца Мшатта 8 века, подаренный султаном Османской империи Вильгельму II. Его ювелирная резьба поистине завораживает. Комната из сирийского Алеппо начала 17 века демонстрирует часть купеческого дома. Все поверхности покрыты прекрасными орнаментальными узорами. Есть в коллекции тончайшие миниатюры из Индии мусульманского времени.

Старый музей – красивое здание в стиле неоклассицизма, построено знаменитым немецким архитектором Фридрихом Шинкелем. Фасад музея выходит на одну площадь с Берлинским собором. Здесь размещена хорошая античная коллекция. Старая национальная галерея второй половины 19 века представляет живопись немецкого романтизма и скульптуру 19 века. Музей стоит посетить ради зала живописи импрессионистов и постимпрессионистов, в другом зале есть работы Коро, Курбе, Домье, Делакруа, Гойи и Констебля.

Новый музей, построенный в середине 19 века, хранит произведения Египетского искусства, а также экспозиции доисторической и древней истории. В огромной египетской части выставлен бюст Нефертити и вещи из Тель-аль-Амарны – столицы фараона Эхнатона 14 века до н.э. Египетское искусство этого времени невероятно живо и эмоционально. 

Закругляющееся здание музея Боде, придает острову интересный вид. Здесь находится коллекция монет, медалей и различных произведений искусства Византии, а также коллекция скульптуры, в которой есть работы Донателло, Бернини и Кановы. От музея Боде буквально в нескольких минутах ходьбы стоит большое здание Новой Синагоги, изначально построенной в 19 веке, но после разрушения как всегда восстановленной совсем недавно. Фасад здания богато украшен и напоминает мусульманскую мечеть, как ни странно это звучит. Мы поднялись полюбоваться видом под купол здания, но вид оказался не очень интересным.

В этот вечер в Музее Боде к нам присоединилась, приехавшая из Гамбурга повидать нас, Нина. День мы завершили около Берлинского собора в японском ресторанчике.

3 день, понедельник 5 мая

Как и везде, большинство музеев Берлина в понедельник закрыты, поэтому мы решили отправиться в пешую прогулку по Восточному Берлину, может частично посмотрим и Западный. Маршрут мы начали от Берлинского собора.

Огромное круглое здание ротонды увенчано куполом и украшено в необарочном стиле, причем здание не выглядит тяжелым или перегруженным. Со второго этажа открывается тоже хороший вид на собор и его большой орган (здесь устраивают концерты органной музыки), можно взглянуть на храм из-под купола (3-ий этаж). Потом мы обошли купол внутри, любуясь видами в окна, поднявшись еще выше, оказались уже на улице, на балюстраде, окружающей купол. Во все стороны открываются замечательные панорамы на восточный Берлин, виден весь Остров музеев, «зубочистка», река, Красная ратуша, кирхе и т.д.

От храма по Дворцовому мосту перешли на главную городскую улицу Восточного Берлина Унтер-ден-Линден. Через полтора километра она приведет нас к Бранденбургским воротам, а на пути мы посмотрим множество известных зданий. Около Дворцового моста в барочном здании бывшего Арсенала начала 18 века разместился Музей немецкой истории. Сразу за ним стоит Нойе вахе (бывшая гауптвахта), построенная Шинкелем. Это весьма удачный пример архитектуры неоклассицизма в Берлине. Фасад украшен огромным дорическим портиком с фризом. Сейчас это памятник жертвам войн и диктатур.

Следующее огромное здание занимает Университет им. Гумбольдта. Дворец был возведен в середине 18 века, выпускниками университета были Гейне, Маркс и Энгельс, здесь работал А. Эйнштейн. Государственная библиотека за университетом была полностью одета в строительные леса. На противоположную сторону улицы выходит небольшая площадь Бебельплатц. В старом дворце, выходящем на площадь, теперь находится один из факультетов университета. Напротив стоит тоже спрятавшаяся в леса Государственная опера. За Бебельплатц построен кафедральный собор св. Хедвиги (или Ядвиги). Огромную церковь, напоминающую римский Пантеон (собор и принадлежит римской католической церкви) начали строить в 18 веке, продолжили в 19-м, перестраивали в 50-60-х годах 20 века после повреждений Второй мировой войны.

Еще минут 7-10 пути по Унтер-ден-Линден и мы дошли до Бранденбургских ворот, ставших символом Берлина, как Эйфелева башня для Парижа. Образцом для этого неоклассического сооружения стали афинские Пропилеи. Вершину ворот венчает знаменитая квадрига скульптора Шадова.

Пройдя под воротами, мы перешли из Восточного Берлина в Западный. Примерно через 800 метров по прямой оси посреди парка Тиргартен высится триумфальная колонна 19 века. Когда-то парк был местом охотничьих угодий. В трех минутах ходьбы от ворот на краю парка стоит огромное неоренессансное здание Рейхстага, построенное для германского парламента в конце 19 века. В 1945 году над Рейхстагом был поднят советский флаг, как подтверждение поражения Германии. Реконструкцию здания уже в конце 20 века проводил известный архитектор Норманн Фостер.

От ворот мы снова вернулись в Восточный Берлин на красивую площадь с Французским и Немецким соборами, похожими, словно близнецы и смотрящими друг на друга с двух сторон площади. Обе грандиозные церкви 18 века увенчаны куполом, украшены портиками с фронтоном и колоннадой. Между соборами стоит неоклассический Концертный зал 19 века – тоже весьма удачная работа архитектора Шинкеля.

Около Немецкого собора мы нырнули в метро и углубились в Западный Берлин. На краю Тиргартена около зоопарка находится церковь памяти кайзера Вильгельма, вернее то, что от нее осталось. В неороманскую церковь 19 века попали бомбы, после войны руины разобрали, оставили лишь башню, в основании которой сохранился Поминальный зал с красивым мозаичным сводом. В 60-е годы 20 века рядом с башней была построена восьмигранная церковь со стенами из темно-голубого стекла и парящим распятым Иисусом, рядом стоит колокольня.

Снова на метро мы вернулись в Восточный Берлин, дабы посетить работающий в понедельник до 8 вечера Еврейский музей. Экспозиция рассказывает о культуре и истории еврейского народа, естественно с акцентом на Холокосте. Но нас сюда привлекла (если честно) не экспозиция, поскольку еврейских музеев уже видели немало, а архитектура здания. Это яркий пример архитектуры 20 века. Зигзагообразная форма здания, покрытого трещинами весьма символична. Внутреннее пространство напоминает лучи звезды Давида, тоже прорезанные трещинами. От музея по зеленому жилому району мы дошагали до нашего отеля примерно за 15 минут. Потом пройдя еще минут пять, пришли к Культурно-историческому музею, кирпичное здание которого напоминает средневековый монастырь. Комплекс был возведен в начале 20 века, вдохновляясь неоготической архитектурой. Вокруг музея раскинулся небольшой парк, в котором живут 3 медведя (без Машеньки), вольеру мы нашли, но медведей не приметили.

Такой неуловимый символ Берлина.

4 день, вторник, 6 мая

Музеи снова открылись, поэтому на метро мы помчались к музеям Западного Берлина. Раньше всех в 9.30 открывался музей Естествознания. В городе есть еще Музей Науки и Техники, но в подобном и более крупном мы недавно были в Мюнхене, поэтому предпочли один из самых больших музеев естествознания в мире. Центральная часть музея посвящена динозаврам. Гвоздем программы выступает огромный скелет динозавра (23х12 м!), найденный в 1909 году во время палеонтологической экспедиции в Танзании. Есть разделы, посвященные нашей солнечной системе, эволюции земли и живых существ, множество чучел птиц и животных, коллекции раковин и бабочек, а также целый зал заспиртованных рыб – своеобразная кунтскамера. Мне особенно понравилась экспозиция минералов – целый зал камней удивительной красоты.

Недалеко от Музея естествознания расположен Музей современности. Он находится в неоренессансном здании 1847 года, в котором раньше был Гамбургский вокзал.

Дальше на метро мы доехали до Потсдамской площади, район вокруг которой в последние годы обзавелся множеством современных интересных зданий (офисы, театр, отели). Осмотр района оставили на вечер, а пока быстро пошагали к музеям.

Идея создания культурного центра в Западном Берлине возникла еще в середине 20 века. Почти все здания здесь были построены в 60-80-х годах. Как Пергамский музей является сердцем Острова музеев в Восточном центре, так Картинная галерея играет эту роль в Культурфоруме. В ней представлены все основные европейские школы живописи (немецкая, голландская и фламандская, французская, английская и итальянская). Несомненно, эта галерея – главный музей Берлина, количество шедевров живописи напоминает Уффици. Из немецких художников хочется выделить полотна Кранаха, Дюрера, Шонгауэра, Гольбейна, среди нидерландских – Гертген тот Синт Янса, Рогир ван дер Вейдена, Гуго ван Дер Гуса, Босха, Брейгеля, Рейсдаля, Класса, Хальса, Рембрандта, Вермера, из фламандских -  Рубенса, из французских – Буше, Ватто, Пуссена, Лорена, из испанских – Веласкеса, Риберу, из английских – Гейнсборо и Рейнольдса, из итальянских – Боттичелли, Рафаэля, Мазаччо, Тициана, Тьеполло, Веронезе, Каналетто, Гварди, Маньяско и Караваджо. И это далеко не все имеющиеся здесь имена, причем многие художники представлены десятком полотен. Коллекция охватывает период с 13 по 18 века, тщательно собиралась с 18 века. В принципе, только ради этого музея стоит лететь в Берлин.

К картинной галереи примыкает кабинет гравюр и Библиотека, а также Музей прикладного искусства, который был закрыт. Рядом с ним стоит очень интересное по архитектурным формам желтенькое здание Филармонии, за которой находится Музей музыкальных инструментов. Замечательная и опять-таки большая коллекция инструментов, начиная с 16 века, расставлена на двух этажах единого музейного пространства.

Среди современных зданий Культурфорума выделяется кирпичная церковь св. Матфея 19 века. За ней стоит чудесное легкое воздушное здание Новой галереи, построенное Мис ван дер Роэ. Стеклянные стены создают ощущение единого пространства, плоская стальная крыша поддерживается несколькими тонкими опорами. Самая чудесная часть постройки – сад, подобный тому, что архитектор создал в своем павильоне в Барселоне. Удивительно гармоничное сочетание прямых линий и серого камня с водой, скульптурой и зеленью.

Примерно в километре пути вдоль канала построен еще один важный памятник архитектуры 20 века – Баухаус-архив. Белое здание обтекаемых форм, напоминающее корабль было спроектировано основателем школы искусств Баухаус Вальтером Гропиусом  в 1964 году, построено в конце 70-х.

Вечером мы снова вернулись к Потсдамской площади, вокруг которой в последние годы вырос современный деловой квартал со зданиями очень разных форм. Например, фирме Сони принадлежит постройка со слегка деформированным куполом и башней выпуклой с одной стороны и плоской с другой.

С противоположной стороны от Потсдамской площади примерно в 700 м уже на территории Восточного Берлина сохранился кусок Берлинской стены (на территории музея Топография террора). Поблизости можно посетить пропускной пункт Чарли (осталась караульная башня) – этот пропускной пункт был единственным между Восточным и Западным Берлином.

5 день, среда, 7 мая

Сегодня пришлось встать в 5.30, поскольку в 7. 30 мы уже взяли машину и отправились к Шарлоттенбургскому дворцу в Западной части города (ближе к окраинам). Дворец открылся на час позже заявленного срока, поэтому час гуляли по его роскошному парку с Мавзолеем, построенным Шинкелем, и павильоном Бельведер, совместившим барокко и неоклассицизм. Сразу за дворцом разбит регулярный французский парк с богатым цветником и фонтаном, центральную ось, на которую нанизан дворец, продолжает озеро, а параллельно парку извивается река Шпрее.

Дворец построили в конце 17-18 веке для жены курфюрста Фридриха III. В этой летней резиденции сохранились богато украшенные интерьеры, среди которых выделяются дубовая галерея, галерея фарфора, стены которой от пола до потолка декорированы полочками с китайским и японским фарфором, так же интересна дворцовая церковь и зал с картинами Антуана Ватто. Фридрих приобрел 8 картин этого французского художника, среди которых знаменитые «Отплытие на остров Киферу» и «Вывеска лавки Жерсена». В интерьерах очень много фарфора, в том числе мейсонского, стекла, серебряной посуды, замечательной деревянной мебели.

Справа к дворцу примыкает Новый павильон 19 века (опять работа Шинкеля), а в левом крыле разместился музей первобытной и древней истории (к сожалению, оказался закрыт).

Прямо напротив дворца расположилось сразу несколько музеев. Коллекция Берггрюна (собирал Хайнц Берггрюн) оказалась невероятно богатой произведениями искусства конца 19-20 века. Множество работ Пабло Пикассо, Маттиса, Брака, а в здании напротив офорты из серии «Капричос» Гойи, римские гравюры Пиранези, Одилон Редон, Моро и другие символисты, от которых произошел плавный переход к сюрреалистам, среди которых Дали, Пикабия, Танги, Магритт, М. Эрнст и многие другие. В здании, где раньше был Египетский музей представлена большая коллекция Пауля Клее.

В нескольких километрах от Шарлоттенбурга находится Музей группы «Мост» - это небольшая, но очень ценная коллекция живописи и графики немецких экспрессионистов, среди которых Карл Шмидт-Ротлуф, Нольде, Кирхнер. Почти половину собрания составляет графика Кирхнера.

Практически рядом с музеем группы «Мост» расположился огромный музейный комплекс Далем. Здесь представлено искусство и этнография всех континентов (кроме Европы). Отдельно можно выделить Этнографическую часть, искусство Китая и Японии, Индии, Тибета и Непала, а также Юго-Восточной Азии, Океании, Новой Зеландии и Австралии, Америки и Африки. Каждая часть представлена прекрасными произведениями искусства, самые древние датируются 2-3 веками – скульптуры из Индии. В разделе искусства Африки есть коллекция бронзовых скульптур из моего любимого Бенина.

Этот насыщенный день мы завершили на окраине Берлина в районе Шпандау. В составе большого Берлина Шпандау – один из самых старых городов и ему удалось сохранить свой самобытный облик. В крепости Шпандау 16 века от замка 12 века сохранилась 36-метровая башня,  долгое время в крепости располагалась тюрьма. Живописный вид месту придает вода, окружающая крепостные стены почти со всех сторон. Старый Шпандау стоит на другой стороне реки и является полностью пешеходным. В центре городка возвышается огромная с очень высокой башней готическая церковь св. Николая 15 века.

Шпандау стал последней достопримечательностью в столице Германии, завтра мы выберемся за пределы города.

6 день, четверг 8 мая

Этим утром мы отправились в ближайшие пригороды Берлина в город Потсдам. Потсдам является столицей Бранденбурга, здесь проживает меньше 200 тысяч человек.  Впервые Потсдам упоминается в 10 веке, в 1317 году ему был присвоен статус города. Город сильно пострадал от бомбежек, потом его восстанавливали.

Огромный парк Сан-Суси – один из самых красивых дворцовых комплексов Европы. На территории парка построено множество дворцов, среди которых выделяется дворец Сан-Суси, давший название парку. Посещение Сан-Суси осуществляется строго по времени, указанному в билете, поэтому чтобы не ждать час, мы отправились в Новые палаты. Они примыкают к Сан-Суси с запада, были построены в середине 18 века для оранжереи, в конце века по приказу Фридриха Великого были переделаны в апартаменты для гостей. Внешний вид оранжереи практически не изменился, а внутреннее пространство было переделано в четыре залы и анфиладу комнат. В декоре здесь преобладает стиль рококо, но иногда чувствуется и дыхание барокко или неоклассицизма.

Рокальный дворец Сан-Суси был построен в середине 18 века и его название «беззаботный» говорит само за себя. Несомненно, стиль рококо – это стиль, в котором хочется жить, он создает невероятно гармоничные, легкие и уютные интерьеры. Это безордерный стиль, предпочитающий овальные или круглые пространства, декорированный растительными орнаментами. Дворец является самым старым строение среди построек парка, он был возведен на месте фруктового сада, об этом словно бы напоминают террасы, спускающиеся от дворца к фонтану, увитые виноградными листьями.

Симметрично Новым палатам, примыкающим к Сан-Суси с запада, Картинная галерея примыкает к Сан-Суси с востока. Это первое в Германии здание, построенное специально для музея. В павильоне в стиле барокко использована шпалерная развеска, кроме того картины висят без подписей и в них постоянно отражается свет из окон. Среди картин много работ Рубенса, Ван Дейка, есть Рембрандт и Караваджо. «Фома Неверующий» Караваджо – замечательная картина, но в целом картины созерцать очень неудобно. Видимо, бывает не только первый блин комом, но и музей.

В этой же части парка на берегу озера стоит церковь Фриденскирхе, похожая на маленький средневековый монастырь с двориками, окруженными колоннадами. Церковь Мира построена в неороманском стиле по образцу базилики Св. Климента в Риме, базилика разделена на три нефа, апсида украшена «византийской» мозаикой.

Среди маленьких дворцов парка выделяется Китайский чайный домик – искусство Китая было очень популярно в 18 веке. Он тоже построен в стиле рококо, богато украшен позолотой. В центре постройки располагается ротонда, к которой примыкает три комнаты-лепестки. Крыша постройки напоминает зонтик, под которым сделан фонарь верхнего света.

Совсем другой образ преподносят Римские купальни. В этой группе павильонов с ассиметричной башней, построенных Шинкелем в 19 веке, жили королевские гости. Ансамбль напоминает итальянскую виллу ренессанса, вокруг купален раскинулся садик с цветами. Буквально в 200 метрах стоит еще один небольшой дворец – Шарлоттенхоф, его тоже построил Шинкель и опять-таки в стиле итальянской виллы для будущего короля Фридриха Вильгельма IV.

На противоположном конце парка, на главной аллее расположен огромный барочный Новый дворец, он строился во второй половине 18 века и включает 200 богато украшенных комнат. По всему периметру дворца по крыше проходит балюстрада, украшенная статуями. Издалека кажется, что они приготовились к массовому суициду. Центральную часть розового дворца венчает большой зеленый купол. В некоторых залах торжествует барокко или неоклассицизм, но большинство комнат, как и все дворцы Сан-Суси, украшены в стиле рококо. Одна из зал имеет блестящий тончайший серебряный декор. Напротив Нового дворца стоит тоже большой дворец Каммунс, в котором располагается администрация.

Еще один большой дворец стоит примерно посередине между дворцом Сан-Суси и Новым дворцом. Это Дворец-оранжерея, взобравшийся на холм, и, как и Сан-Суси, имеющий террасы, спускающиеся вниз. Этот дворец был построен в 19 веке как резиденция для гостей (видимо, гостей предполагалось немало), архитекторы опять обращаются к архитектуре итальянского Возрождения. Венчает дворец смотровая терраса, с которой виден весь парк и частично город. Посещение интерьеров, разделенных на мужские и женские апартаменты возможно только с экскурсией. Среди интерьеров рококо выделяется зала, в которой хранится 49 копий с картин Рафаэля, выполненных молодыми немецкими художниками в начале 19 века. Рафаэль был тогда особо популярен.

На осмотр Сан-Суси мы потратили целый день, прошагали огромное расстояние, слопали только по два куска пирога в очень забавном уличном, очень «бомжового» вида кафе около Римских купален. На территории парка поесть больше негде. Вечером в отеле в Потсдаме поели в нормальном ресторане.

7 день, пятница 9 мая

Мы продолжаем знакомиться с Потсдамом. На берегу озера Heiliger вытянулся Новый сад, в котором находятся два дворца: Цецилиенхоф и Мраморный дворец.

В 1945 году в Цецилиенхофе проходила знаменитая Потсдамская конференция. Дворец был построен в 1913-1917 годах и стал одной из самых последних резиденций династии Гогенцоллернов. Дворец построен в стиле английского загородного особняка, напоминает также фахверковые дома, имеет несколько очаровательных внутренних дворов и множество проходов.

В 1 км от Цецилиенхофа прямо на берегу озера стоит Мраморный дворец, построенный в эпоху раннего неоклассицизма в конце 18 века по заказу Фридриха Вильгельма II. Декор интерьеров дворца предлагает всю палитру неоклассического оформления зал, комнат и галерей.

Еще примерно 1,5 км пути и мы поднялись на небольшой холм, расположенный уже за пределами Нового сада. Холм венчает дворец Бельведер, созданный в середине 19 века для Фридриха Вильгельма IV. В центре дворца расположен большой бассейн, над которым с двух сторон поднимаются две симметричные башни и коринфские колоннады. С вершины башен открывается панорама моря зелени парков, вид на город Потсдам, озера и реку Хафель. Полюбовались мы даже на местную свадьбу, проводимую во дворце.

Спустившись с холма, мы пришагали к русской православной церкви Александра Невского, а еще через 600 метров оказались в Александровке – русской колонии с русским музеев в одной избе и рестораном русской кухни в другой. Украшенные резьбой деревянные бревенчатые дома были построены в 1826 году для 12 певцов из русского хора.

С другой стороны от городского центра на берегу реки Хавель стоит напорная станция-мечеть 1841-1843 годов. Напорная станция, качавшая воду в фонтаны Сан-Суси, выглядит как богато-декорированная полосатая как зебра мусульманская мечеть с минаретом и куполом.

На другом берегу Хафеля на территории большого парка, где размещается несколько научных институтов (один из них принадлежит астрофизикам) находится уникальный памятник архитектуры 20 века. Прогуляться к нему по научному городку было очень интересно. Сразу видно, что науку в Германии ценят и поддерживают. Башня Эйнштейнтурм (здесь все посвящено А. Эйнштейну) была построена в 1920-1921 годах Эрихом Мендельсоном в стиле архитектуры немецкого экспрессионизма. Постройка имеет удивительные, фантастические обтекаемые формы, и с разных точек зрения вызывает самые разные ассоциации. То, кажется, ползет гигантская фантастическая улитка, то ракета улетает в космос, то храм будущего ждет своих прихожан. Глядя на такой памятник, понимаешь, что архитектура еще многие столетия может создавать нечто совершенно новое, покоряя и потрясая.

От башни мы вернулись в центр Потсдама, чтобы досмотреть оставшиеся достопримечательности. Среди церквей города выделяется гигантский собор Св. Николая, спроектированный Шинкелем и построенный в первой половине 19 века. Это еще один пример архитектуры позднего неоклассицизма.

Кроме русского района в городе есть еще и Голландский квартал (около Новых ворот), он сохранился от барочного города. По приказу Фридриха Вильгельма I его построили в 30-40-е годы 18 века для голландских рабочих. Квартал состоит из 134 кирпичных домов с островерхими крышами.

Погода оказалась особо непредсказуемой. Если в предыдущие дни  было прохладно и облачно, вчера в Сан-Суси прошло два-три небольших дождика, то сегодня погода менялась со скоростью смен настроения ветреной красавицы. Ливень и ветер, потом солнце и голубое небо, потом ливень и солнце вместе, потом темная туча ливень и ветер и т.д. в разных комбинациях. Что день грядущий нам готовит? Пока поедим суши и подсохнем после очередного ливня, настигшего нас в Голландском квартале.

8 день, суббота 10 мая

Последний день наших небольших майских каникул мы решили отдать ближайшим окрестностям Берлина – провинции Бранденбург. Все же для знакомства с Бранденбургом недостаточно только познакомиться с его столицей Потсдамом.

Примерно в 23 км от Потсдама находится небольшой городок Ленин, в котором есть замечательная достопримечательность – аббатство с церковью Клостеркирхе. Она была основана для цистерцианского ордена Оттоном I. Строительство велось с конца 12 века до конца 13-го, поэтому получилась романно-готическая архитектура. После закрытия в 1542 году постройки монастыря обветшали, но большая их часть сохранилась и, судя по нынешнему виду, была тщательно отреставрирована. Сейчас аббатство выглядит новеньким, свеженьким, чистеньким и действующим. Нескольких старушек-монахинь с белыми шапочками-цилиндриками на голове мы встретили, гуляя по ухоженной территории.

От Ленина мы проехали 150 км: обогнули Берлин, уехали на северо-восток и приблизились к границе с Польшей. Этот путь мы проделали ради аббатства Клостер в Хорине. Путеводитель гласит, что в Хорине живет около 500 человек, а аббатство находиться примерно в 2-х километрах от этого городка на краю огромной и очень живописной пустоши Шорфхайде, даже занесенной в список природных заповедников ЮНЕСКО. Это тоже цистерцианское аббатство и оно считается одним из самых красивых готических памятников Бранденбурга. Строительство началось в 1270 году, монастырь тоже получился в романно-готическом стиле и был закрыт в 1542 году. Помимо восхитительной церкви сохранились два крыла монастырских палат и некоторые хозяйственные постройки. У огромной трехнефной базилики нет внешней стены, выходящей во внутренний двор. Таким образом, постройка оказалась открытой природе, солнечному свету и дарит потрясающие виды.  Апсида, прочие стены, трансепт и башня на средокрестии, главный фасад – все в очень хорошем состоянии, поэтому в церкви проводятся концерты классической музыки. Прекрасная архитектура в сочетании с такой же музыкой и природой – что может быть лучше?!

Считается, что Бранденбург идеально подходит для неторопливого путешествия на велосипеде. Около храма мы встретили пару пожилых стройных, поджарых и мускулистых супругов на велосипедах. К багажникам были прикреплены специальные дорожные чемоданы. Очевидно, что муж с женой проделывают на своих железных конях десятки километров. Выглядеть бы так в их возрасте…

После аббатств у нас осталось полдня, и мы решили не ехать смотреть очередной (не самый важный) дворец, а вернуться в Культурфорум в Берлине в Картинную галерею (около 80 км от Хорина). Еще два часа наслаждения шедеврами мировой живописи стали замечательным бонусом в конце нашего путешествия.

Некоторые общие впечатления

Учитывая, что полтора месяца назад мы ездили в Мюнхен и немножко покатались по Баварии, то сравнение с Берлином и Бранденбургом напросилось само собой.

Здесь люди показались дружелюбнее, довольнее жизнью, общительнее. Берлин предстал очень удобным, комфортным для жизни городом, очень зеленым с широкими тротуарами и чистым воздухом, и почти без пробок. Очень удобная, разветвленная сеть общественного транспорта (несколько дней мы пользовались метро). Множество итальянцев обеспечивают местные рестораны великолепного качества итальянской кухней. Японские суши, исполненные местными вьетнамцами тоже признаны нашей семьей съедобными. Живущих здесь русских в отличие от юга страны встретили мало, и на свою тяжелую жизнь они нам жаловаться не пытались. Конечно, эта часть страны не так красива с точки зрения пейзажей, но не лишена прелести и очарования. Окрестности Хорина зовут совершить долгие бесконечные прогулки.

В Берлин, несомненно, надо вернуться, чтобы снова посетить Остров музеев и Культурфорум, музей в Далеме, а также музеи напротив Шарлоттенбургского дворца.